2
СОДЕРЖАНИЕ:
1.КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ .................................. 3
1.1. Пояснительная записка. ...................................................................................................... 3
1.2. Цель и задачи программы. .................................................................................................. 4
1.3. Учебный план ....................................................................................................................... 5
1.4. Содержание программы. ..................................................................................................... 5
1.5. Планируемые результаты. ................................................................................................... 6
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
ПРОГРАММЫ. ............................................................................................................................. 7
2.1. Календарный учебный график. .......................................................................................... 7
2.2. Условия реализации программы. ....................................................................................... 7
2.3. Формы аттестации. .............................................................................................................. 9
2.4. Оценочные материалы. ....................................................................................................... 9
2.5. Список литературы. ............................................................................................................. 9
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ....................................................................................................................... 11
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ....................................................................................................................... 12
3
1.КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ.
1.1. Пояснительная записка.
Дополнительная
общеразвивающая
программа «Школьный медиацентр»
направлена на развитие творческого потенциала обучающихся, а также даёт возможность
практического применения полученных знаний. Школьный медиацентр - это пространство,
которое объединяет школьников в желании заниматься творчеством, проявлять таланты, а
также демонстрировать свою точку зрения на события и делиться ею с окружающими.
В медиацентре школьники осваивают азы журналистики и учатся сразу применять
полученные знания на практике. Например, как создавать контент, вести себя в
социальных сетях, писать тексты, снимать видео и фото, монтировать ролики, держаться в
кадре, работать с микрофоном и т.д. В ходе совместной работы у обучающихся
развиваются такие социальные навыки, как умение принимать решения, брать
ответственность, работать в коллективе, договариваться друг с другом и даже руководить.
Направленность программы – социально-гуманитарная.
Мультимедийная журналистика – это представление информации с помощью
различных медийных элементов: текста, фотографий, аудио, видео, графики, анимации и
других производных от них форм. Использование современных технических средств
позволяет не только оперативно подать эксклюзивный материал, но и «упаковать» его так,
чтобы улучшить восприятие, запоминание и понимание информации.
Актуальность программы состоит в том, что она соответствует социальному
заказу детей и родителей. Один из элементов образовательной и воспитательной системы
школы является организация работы школьного медиацентра, как структуры единого
информационного пространства образовательной организации и средства развития
творческой активности учащихся. Учащийся одновременно получает профессиональные
навыки теоретической и практической направленностей, которые он сможет применять в
своей школе, повседневной жизни и будущей профессии. Если взглянуть на современный
атлас профессий, то можно увидеть такие новые профессии, как, блогер, IT-менеджер, и
многие другие, связанные с медиа пространством.
Новизна - школьный медиацентр является одним из воспитательных центров
открытого образовательного пространства, деятельность которого направлена на
подготовку обучающегося к жизни в современных информационных условиях.
Отличительные особенности программы «Школьный медиацентр» способствует
выявлению и развитию творческих и познавательных способностей учащихся в области
медиа-ресурсов. Работа над созданием медиапродукта позволяет проявить себя,
попробовать свои силы в разных видах деятельности – от гуманитарной до технической. И,
конечно же, показать публично результаты своей работы. Участие в работе школьного
медиацентра позволяет учащимся повысить социальную активность, формирует
положительные социальные установки, дает возможность творчески самореализоваться и
примерить на себя интересную им профессию. Помогает осваивать технические стороны
работы с медиа.
Тип программы – одноуровневая дополнительная общеразвивающая программа.
Уровень освоения – стартовый.
Форма организации содержания и процесса педагогической деятельности интегрированная программа.
4
Адресат программы. Программа предназначена для учащихся 14-17 лет. Принцип
набора обучающихся в группу – свободный (специального отбора не производится). В
группе занимаются мальчики и девочки, проявляющие интерес к журналистике.
Объём и сроки выполнения программы:
Продолжительность
Кол-во
Кол-во
Кол-во
Кол-во
Период
занятия, мин.
занятий в
часов в
недель
часов в
неделю
неделю, ч
год, ч
1 год
45
1
1
34
34
обучения
Итого
34
34
Форма обучения: очная.
Формы организации работы с обучающимися: групповая, индивидуальная,
парная.
Формы проведения занятий: практические занятия, лекция, вебинар, тренинг,
презентация, экскурсия, самостоятельная работа, работа в подгруппах, работа в парах,
публичное выступление, практическая работа, игровая деятельность, тестирование,
круглый стол, беседа.
1.2. Цель и задачи программы.
Цель программы: социализация личности учащегося в условиях современных
информационных технологий.
Задачи:
Метапредметные:
1.Сформировать умение анализировать и критически воспринимать содержание
медиа информации.
2.Развивать и стимулировать активность учащихся, их творческие способности.
Предметные:
1.Сформировать умения и навыки работы с письменным, устным и
видеоматериалом.
2.Познакомить школьников с медиа профессиями: журналист, корреспондент,
дизайнер, корректор, фоторепортёр, видеооператор, режиссёр, режиссёр монтажа и др.
3.Научить создавать собственные проекты на основе полученных знаний.
Личностные:
1.Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки;
2.Научить работать в группе, обсуждать различные вопросы.
3.Воспитывать дисциплинированность, ответственное отношение к делу.
4.Сформировать умение слушать собеседника.
5
№ Название разделов
№
п/п
1.3. Учебный план
Количество часов
Всего
Теория
Практика
Введение
1
в журналистику
4
2
2
Техника
2
речи. Актерское
мастерство.
Интервью.
5
6
3
3
5
2
3
Новости.
4
5
2
3
5
Операторское
мастерство.
5
2
3
Монтаж
и обработка.
6
7
3
4
СММ:
продвижение в
7
социальных сетях.
Итого
2
Формы
аттестации/
контроля
Тестирование
1
2
Творческая работа
3
4
5
6
7
34
Итоговая
творческая работа
2
14
20
1.4. Содержание программы.
Раздел 1. Введение в тележурналистику (4 часа).
Техника безопасности. Сообщение необходимой информации о технике
безопасности в помещении до и во время проведения занятий.
Теория: Что такое тележурналистика, профессии тележурналистов, радио, газеты,
журналы, правила работы с ними.
Практика: Работа с программами MoovieMaker, Publisher.
Раздел 2. Техника речи. Актерское мастерство (6 часов).
Теория: Культура речи. Виды публичных выступлений. Голос. Речь. Дикция.
Практика: Упражнения на развитие речи, актерское мастерство.
Раздел 3. Интервью (5 часов).
Теория: Структура и виды интервью, стендап.
Практика: Поиск героя, создание интервью. Промежуточная аттестация:
творческая работа.
Раздел 4. Новости (5 часов).
Теория: Стиль и отбор новостей, ведение новостей, телевизионный репортаж.
Практика: Монтаж видеоновостей. Телевизионный мейкап.
Раздел 5. Операторское мастерство (5 часов).
Теория: Ракурсы. Планы. Виды видеороликов. Структура видео. Фотомастерство.
Практика: Идея и сценарий видеофильма. Монтаж видео.
Раздел 6. Монтаж и обработка (7 часов).
Теория: Изучение основ видеомонтажа и обработки фотографий.
6
Практика: Работа с программами MoovieMaker, Publisher. Монтаж видео.
Обработка фотографии. Итоговая аттестация: творческая работа
Раздел 7. СММ: продвижение в социальных сетях (2 часа).
1.5. Планируемые результаты.
В результате освоения программы стартового уровня у обучающихся будут
сформированы:
Предметные результаты:
Овладение основами приёмов, техническими навыками по созданию медиа
продукта,
умением использовать их в разнообразных жизненных ситуациях;
Умение максимально проявлять коммуникативные и лидерские способности
(качества) в любой ситуации;
Возможность практически проявить учащимися свои возможности в
избранной
области
деятельности, создать
условия
для
профессионального
самоопределения в направлении медиа.
Метапредметные результаты:
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные
источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
Получить ориентацию на творческий подход в любом виде журналисткой
деятельности, уметь организовывать и проводить деловые и ролевые игры;
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всей команды.
Личностные результаты:
Развитие личностных качеств: коммуникабельность, общая эрудиция, уровень
культуры, выразительность речи, дисциплину и ответственность за порученное дело;
Активное включение в общение и взаимодействие с окружающими на
принципах уважения и доброжелательности, наставничества, взаимопомощи и
сопереживания;
Проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями
в различных ситуациях и условиях.
7
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
ПРОГРАММЫ.
2.1. Календарный учебный график.
Календарный учебный график определяет количество учебных недель и количество
учебных дней, даты начала и окончания учебных периодов/этапов:
Дата
Дата
Количество Количество
Год
Режим
начала
окончания
учебных
часов
обучения
занятий
занятий
недель
занятий
2024-2025
02.09.2024
30.05.2025
34
34
1 раз в
неделю
(1 час)
2.2. Условия реализации программы.
Материально – технические условия реализации программы:
Успешная реализация дополнительной общеразвивающей программы «Факел»
возможна при наличии следующего материально - технического обеспечения:
- актовый зал – 200 посадочных мест.
- спортивный зал – 288 кв. м;
- спортивное оборудование
-кабинет центра «Точка роста» (зона коворкинга)
Наименование
Техническая
специализированных
Вид занятий
оснащенность
аудиторий, кабинетов
Ноутбуки, мультимедийная
Аудитория
Теоретические занятия
панель, доска флип –чат,
(кабинет «Точка роста»)
ватман.
Компьютерный класс
Практические занятия
Компьютер,
мультимедийный проектор,
экран, эскиз, ватман
Поскольку программа рассчитана на широкий диапазон предполагается и
обширная материально-техническая база. Для эффективной деятельности по реализации
программы необходимы:
Инструменты и материалы:
1. музыкальные инструменты (звуковая аппаратура);
2. аппаратура: проигрыватель, магнитофон, проектор с набором слайдов,
фотоаппарат, аудиокассеты, микрофоны;
3. театральные костюмы.
Методическое обеспечение программы:
1. методическая литература;
2. дидактические и развивающие игры;
3. сборников стихов и авторских песен;
4. DYD, аудио диски и кассеты;
5. разработка внеклассных мероприятий, открытых занятий;
8
6. творческие тесты.
Кадровое обеспечение реализации программы:
Реализацию программы в образовательной организации осуществляет педагог
дополнительного образования, имеющий среднее профессиональное или высшее
образование (в том числе по соответствующему направлению) и отвечающим
квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и
профессиональном стандарте педагога дополнительного образования детей и взрослых (ФЗ
№ 273, ст.46).
Информационно – методическое обеспечение реализации программы:
Методы контроля и самоанализа
К числу важнейших элементов работы по данной программе относится
отслеживание результатов. Способы и методики определения результативности
образовательного и воспитательного процесса разнообразны и направлены на определение
степени развития творческих способностей каждого ребенка, сформированности его
личностных качеств.
На протяжении всего учебного процесса предлагается проводить следующие виды
контроля знаний:
Беседа в форме «вопрос – ответ» с ориентацией на сопоставление, сравнение,
выявление общего и особенного. Такой вид контроля развивает мышление ребенка, умение
общаться, выявляет устойчивость его внимания.
Деловые игры – данный вид контроля позволяет повысить интерес
воспитанников и обеспечить дух соревнования.
Кроссворды на заданную тему.
Тестирование (выявление уровня знаний по заданным темам).
Конкурс (в качестве жюри могут выступать сами дети или их родители).
Участие в городских, окружных конкурсах, представляет собой форму контроля,
направленную на повышение уровня мотивации, активизацию познавательной, творческой
активности учащихся, развитие и реализацию индивидуальных способностей каждого
воспитанника.
Формой итогового контроля каждого этапа обучения является мероприятия,
концерты фестивали в которых принимают участие учащиеся «Школы волонтеров».
Перечисленные методы и формы работы позволяют строить систему занятий,
образующих целостную технологию обучения. На основе данной технологии
планируются, разрабатываются и проводятся конкретные занятия.
Аудиторные занятия проводятся в учебном кабинете. Внеаудиторные занятия – в
школьной музейной комнате, библиотеке, на пришкольном участке, на предприятиях и
различных объектах села.
Методы организации учебно-познавательной деятельности:
1. Метод получения новых знаний: рассказ, объяснение, беседа, демонстрация.
2. Метод выработки учебных умений и накопления опыта учебной деятельности:
упражнения, практическая работа.
3. Метод закрепления и повторения изученного материала: беседа, повторение.
4. Метод организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта:
освоение элементарных норм ведения разговора; временная работа в группах; создание
ситуаций совместных переживаний; ведение дискуссий.
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:
9
1. Метод эмоционального стимулирования: создание ситуаций успеха в учении;
поощрение и порицание в обучении; использование игровых форм организации учебной
деятельности; постановка системы перспектив.
2. Метод развития познавательного интереса: формирование готовности
восприятия учебного материала; стимулирование занимательным содержанием;
создание ситуаций творческого поиска.
3. Метод формирования ответственности и обязательности: разъяснение учащимся
личностной значимости учения; предъявление учебных требований; оперативный
контроль.
4. Метод развития творческих способностей и личных качеств учащихся:
творческое задание; постановка проблемы и создание проблемной ситуации; перевод
игровой деятельности на творческий уровень.
2.3. Формы аттестации.
Формы аттестации/контроля: в ходе реализации программы оценка ее
эффективности осуществляется в рамках текущего, промежуточного, итогового контроля.
Педагог использует различные способы диагностики: наблюдение, собеседование,
зачѐтные задания и т.д.
Текущий контроль осуществляется в течение учебного года в форме тестирования,
публичных демонстраций своих медиаработ, выполнения групповых заданий.
Промежуточный контроль для определения результативности обучающихся
педагогом проводится конкурс проектных работ на свободную или заданную тему.
Итоговый контроль осуществляется по окончании прохождения всей программы в
форме публичной защиты своей проектной работы, а также обучающимся объединения
засчитываются результаты итогового контроля при наличии документов, подтверждающих
призовые места муниципальных, региональных, всероссийских и международных
конкурсов.
2.4. Оценочные материалы.
Этапы диагностики
Формы диагностики
Текущий
Тематический
Итоговый
Тестирование, публичные демонстрации медиаработ,
выполнение групповых заданий.
Конкурс проектных работ.
Итоговая проектная работа.
2.5. Список литературы.
Основная литература:
1. Агафонов А.В., Пожарская С.Г. // Фотобукварь. М., 1993,- 200с.
2. Бабкин Е.В., Баканова А.И. //Фото и видео. М., Дрофа, 1995, - 380с.
3. Бурдье. П. О телевидении и журналистике /. Пер. Бурдье -. М:. Прагматика культуры,
2002 - 160 с.
4. Гурский Ю., Корабельникова Г. Photoshop 7.0. Трюки и эффекты - Спб.: Питер, 2002
10
5. Деева И.В.// Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
«История и актуальные проблемы отечественной и зарубежной журналистики». Шахты,
2014.
6. Кишик А.Н. Adobe Photoshop 7.0. Эффективный самоучитель
7. Соколов А. Г. Монтаж: телевидение, кино, видео – Editing: television, cinema, video. —
M.: Издатель А. Г. Дворников, 2003.—206 с.
Интернет-ресурсы:
Основы журналистики в школе http://kovgantv.ru/index.php/skachat .
11
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
КОНТЕНТ-ПЛАН ШКОЛЬНОГО МЕДИАЦЕНТРА
12
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
КАЛЕНДАНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Название разделов, тем
Количество часов
Всего
в том числе
теория практика
4
Введение в журналистику
1Вводное занятие. Входной контроль.
Дата
Тестирование
1.
1Основы радио.
2.
1Печатные издания.
3.
1Тележурналистика.
4.
6
Техника речи. Актерское
мастерство.
2Культура речи
1.
2Постановка голоса
2.
2Дикция
3.
2Сценическое внимание
4.
2Упражнения на актерское мастерство.
5.
5
Интервью
3Виды интервью.
1.
.Структура интервью.
2.
3Стендап.
3.
3Промежуточная аттестация.
Творческая работа
4.
5
13
Новости
4Телевизионный репортаж.
1.
4Стиль и отбор новостей.
2.
4Ведение в кадре.
3.
4Телевизионный мейкап.
4.
5
Операторское мастерство
5Ракурс.
1.
5План.
2.
5Работа с камерой.
3.
5Композиция, свет, цвет.
4.
5Репортажная и портретная фотография.
5.
Монтаж и обработка
6Основы видеомонтажа.
7
1.
6Монтаж сюжета.
2.
6Монтаж новостей.
3.
6Обработка фотографий.
4.
6Итоговая аттестация.
Итоговая
проектная работа
5.
2
СММ: продвижение в социальных сетях
ИТОГО
34