Дополнительная общеразвивающая программа Юнармия

2
СОДЕРЖАНИЕ
1.КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ................................................................................................... 3
1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ. .......................................................................... 4
1.3 УЧЕБНЫЙ ПЛАН .................................................................................................... 4
1.4 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ .............................................................................. 5
1.5 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ........................................................................... 6
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1.КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ................................................................................... 7
2.2 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ............................................................................ 8
2.3 ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ ......................................................................................... 9
2.4 ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ............................................................................... 10
2.5 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ...................................................................................... 13

2

3
1.Комплекс основных характеристик
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «ЮНАРМИЯ» имеет социально
– гуманитарную направленность и призвана решать проблему патриотического
воспитания, способствовать формированию у обучающихся общественно значимых
ориентаций, готовности к военной службе.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения всегда стояла в
центре внимания педагогической науки, всего общества, так как любовь к Родине,
стремление к её процветанию является основой могущества государства
Содержание данной программы воспитывает у подростков уважение и любовь к
Родине, её героическому прошлому, к традициям Вооружённых Сил, способствует
формированию знаний, умений и навыков, необходимых для подготовки будущих
защитников Отечества, сохранению и укреплению здоровья, развитию социальной
активности обучающихся, решению проблемы расширения образовательного
пространства.
Всё это делает программу значимой и актуальной.
Тип программы: стартовая
Адресат программы Программа предназначена для учащихся 11 – 17 лет.
Форма обучения: очная
Формы организации: фронтальные (беседа, лекция, проверочная работа); групповые
(олимпиады, фестивали, соревнования); индивидуальные (инструктаж, разбор ошибок).
Формы контроля:
Контроль по общей и специальной физической подготовке осуществляется по
специальным нормативам для девушек и юношей.
Для определения эффективности образовательного процесса используются следующие
способы отслеживания результатов:
-общеобразовательный аспект – наблюдение, опрос, тестирование и др.
-развивающий аспект – наблюдение, тестирование и др.
-воспитательный аспект – наблюдение.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы — способствовать патриотическому воспитанию обучающихся и
ориентировать их на службу в армии и других силовых структур РФ.
Задачи программы:
— дать подросткам основные теоретические знания по разделам: «Военная история»,
«Общевоинские уставы Вооружённых Сил РФ», «Огневая (стрелковая) подготовка»,
«Военная топография», «Рукопашный бой» и др.
— привить практические навыки в избранной области деятельности в условиях
максимально приближенных к реальным;

3

4
— развивать физические способности подростков;
— содействовать сохранению и укреплению здоровья воспитанников;
— способствовать воспитанию чувства патриотизма, коллективизма, моральнонравственных, волевых качеств обучающихся;
— развивать активность и самостоятельность, коммуникативные способности
воспитанников;
— организовать разумный, созидательный досуг и отдых для обучающихся;
— создать условия необходимые для более быстрой адаптации к армейской среде;
— ориентировать участников объединения на выбор профессии, связанной с защитой
Отечества;
— осуществлять взаимодействие с военно-патриотическими организациями,
объединениями, образовательными учреждениями, занимающимися решением подобных
задач.
Отличительной особенностью программы является достижение высокого результата в
профессиональной подготовке обучающихся к армейской службе или подготовке к
обучению в военных учебных заведениях.
Для реализации этой цели осуществляется:
— теоретическая, практическая и физическая подготовка обучающихся;
— нравственно-патриотическое воспитание;
сотрудничество «педагог – воспитанник — родители».
1.3. Учебный план
№
п\п
1
2
3
4
5
6

Раздел программы
Введение
Общая и специальная физическая
подготовка
Медицинская подготовка
Выживание в экстремальных
ситуациях
Радиационная, химическая,
биологическая защита и
гражданская оборона
Итого

Количество часов
всего

теория

2

2

практика

17

17

6

6

7

7

2

2

34

2

32

4

5
1.4. Содержание учебной программы
Раздел «Введение»
1.1 Введение в курс «Юнармеец». Инструктаж по технике безопасности на занятиях
объединения.
I. Блок «Спортивно-оздоровительный»
Раздел 1 «Общая и специальная физическая подготовка»
1.1 Техника безопасности и охрана здоровья на занятиях ОФП
1.2 Гимнастические упражнения на перекладине, брусьях, лазание по канату, прыжки
через спортивные снаряды.
1.3 Силовые упражнения без снарядов, со снарядами, на перекладине.
1.4Легкоатлетические упражнения: челночный бег, бег на разные дистанции.
1.5 Самостраховка, элементы специальной акробатики (падения, кувырки, перекаты).
1.6. Прохождение марш-броска с различными вводными, полосы препятствий.
Раздел 1 «Медицинская подготовка»
1.1 Общие принципы оказания первой медицинской помощи. Понятие о десмургии.
Виды ран, кровотечений, первая медицинская помощь.
1.2 Первая медицинская помощь при повреждении костей, суставов, мышц.
Раздел 2 «Выживание в экстремальных ситуациях»
2.1Понятие о выживании. Экстремальные ситуации.
2.2Факторы риска, факторы обеспечивающие выживание. Инструменты выживания,
аварийный комплект.
2.3Медицинское обеспечение при выживании.
2.4Основные способы ориентирования. Приметы погоды и определение времени.
2.5Добывание воды, огня в полевых условиях.
Раздел 3 «Радиационная, химическая, биологическая защита и гражданская
оборона»
3.1МЧС, его задачи. Знакомство с профессией спасателя.
3.2Чрезвычайные ситуации. Сигналы оповещения при чрезвычайных ситуациях.
Действия населения при сигналах оповещения.
3.3Средства индивидуальной защиты, их использование. Знакомство с работой
приборов радиационной, химической, биологической защиты (РХБЗ).

5

6
1.5. Планируемые результаты
Личностные:
Осознанное ценностное отношение к национальным базовым ценностям, России,
своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию,
государственной символике, законам РФ, русскому и родному языку, народным
традициям, старшему поколению; сформированная гражданская компетенция.
Понимание и осознание моральных норм и правил нравственного поведения, в том числе
этических норм взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных
убеждений, представителями различных социальных групп. Положительный опыт
взаимодействия со сверстниками, старшим поколением и младшими детьми в
соответствии
с
общепринятыми
нравственными
нормами;
сформированная
коммуникативная компетенция.
Способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском
обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и
поступков других
Людей Понимание и осознаний взаимной обусловленности физического, нравственного,
психологического, психического и социально-психологического здоровья человека.
Осознание негативных факторов, пагубно влияющих на здоровье. Умение делать
осознанный выбор поступков, поведения, образа жизни, позволяющих сохранить и
укрепить здоровье.
Представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа
жизни. Потребность заниматься физической культурой и спортом, вести активный образ
жизни.
Метапредметные:
Регулятивные:
умение ставить цель своей деятельности на основе имеющихся возможностей;
умение оценивать свою деятельность, аргументируя при этом причины достижения или
отсутствия планируемого результата (участие в соревнованиях и смотрах); формирование
умения находить достаточные средства для решения своих учебных задач; демонстрация
приёмов саморегуляции в процессе подготовки мероприятий разного уровня, участие в
них, в том числе и в качестве конкурсанта.
Познавательные:
умение осознавать свое место в военно-патриотических акциях;
навык делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи на основе
полученной информации о времени, эпохе при знакомстве с работами известных военных
конструкторов и
действий полководцев; анализ и принятие опыта разработки и реализации проекта
исследования разной
сложности; умение самостоятельно находить требуемую информацию, ориентироваться в
информации, устанавливать взаимосвязи между событиями и явлениями; критическое
оценивание содержания и форм современных внутригосударственных и международных
событий; овладение культурой активного использования печатных изданий и интернет
ресурсами.
Коммуникативные:

6

7
умение организовать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и
сверстниками в отряде; приобретение навыков работы индивидуально и в коллективе для
решения поставленной
задачи; умение находить общее решение и разрешать конфликты;
соблюдение норм публичного поведения и речи в процессе выступления.

2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график

7

8
Календарный учебный график определяет количество учебных недель и
количество учебных дней, даты начала и окончания учебных периодов/этапов
(Приложение 3)
Год
обучения

Дата
начала
занятий
20204-2025 02.09.2024

Дата
Количество Количество Количество
окончания
учебных
дней
часов
занятий
недель
28.05.2025
34
170
68

Режим
занятий
1 раз
в неделю
(1 час)

2.2 Условия реализации программы
Кадровые условия реализации программы:
Реализацию программы в образовательной организации осуществляет педагог
дополнительного образования, имеющий среднее профессиональное или высшее
образование (в том числе по соответствующему направлению) и отвечающим
квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и
профессиональном стандарте педагога дополнительного образования детей и взрослых
(ФЗ № 273, ст.46
2.3 Формы аттестации
Отслеживание результатов и эффективности освоения программы
проводится в ходе входного, текущего (на каждом занятии) и итогового контроля.
Для оценки качества освоения программы применяются опросы,
контрольные упражнения, нормативы, тесты, наблюдение, анкеты, а также
результаты, показанные юнармейцами в военно-спортивных соревнованиях,
смотрах, конкурсах.
Результаты сформированных компетенций и личностных качеств
отслеживаются посредством анкетирования и наблюдения за поведением
юнармейцев в различных ситуациях.

2.4 Оценочные материалы
1.

Контрольные нормативы по физической культуре и начальной военной

подготовке

8

9
Наименование
норматива

Условия
выполнения
норматива

Единица Результат
измерени я
высок средн низки
ий
ий
й

Выполняется с места или с
Метание
гранаты 700 гр. разбега в коридор шириной м.
10
метров, выполняется
гранатой Ф – 1.
Автомат на столе. обучаемый
Неполная
находится у
оружия.
сек.
разборка
По
автомата
команде приступает к
разборке
Сборка
автомата
Калашникова

40

35

32

13

14

17

23

25

30

25

20

15

сек.

8

9

10

сек.

15

16

17

сек.

8

9

10

мин. сек.

3,30

4,00

4,30

Сборка автомата
Калашникова производится в сек.
обратной последовательности

Начальное упражнения из
Стрельба по автомата. Стрельба ведется с
неподвижным места по неподвижным целям, очки
лежа
целям
Противогазы находятся в
походном положении.
Надевание
противогаза ГП Надевают по команде
«ГАЗЫ». Каждая ошибка
-5
снижает оценку на один балл.
Обучаемый в противогазе
находится около пораженного
Надевание
противогаза на со стороны головы. По
команде, одевает противогаз
пораженного
на пораженного.
Респираторы находятся у
обучаемых в походном
Надевание
респиратора Р – положении. По команде
«Респиратор надеть» ‒
1
выполняют норматив.
Средства защиты в походном
По
Надевание ОЗК положении.
команде
«Плащ
в
рукава»
и «Плащ в рукава, чулки,
перчатки надеть» « Газы»
противогаза
выполняют в
последовательности команд.

9

10
Средства защиты в походном
Надевание ОЗК в положении. По команде
тревога» сек.
виде накидки и «Химическая
40
45
55
надевают противогаз, плащи в
противогаза
виде накидки.
2.
Для определения уровня развития скоростных возможностей,
выносливости,
силы,
гибкости,
уровня
развития
скоростно-силовых
возможностей, координационных способностей, уровня овладения прикладными
навыками могут использоваться также нормативы ВФСК ГТО для третьей ( 11-12
лет) и четвертой (13-15 лет).
3.
В качестве оценочных материалов - критериев и показателей
усвоения знаний и развития навыком могут использоваться методические
рекомендации, условия проведения городских, областных военно-спортивных
соревнований в соответствии с Положениями о проведении: Военно-спортивная
игра юнармейцев Кемеровской области «Во славу Отечества», детско-юношеская
военно-спортивная игра среди юнармейских отрядов «Юнармейцы вперед!» и
другие.
2.5 Список литературы
1. Брюнин А.И. Учебно-наглядное пособие (сборник учебно-тренировочных и
контрольно-проверочных карт) по огневой подготовке МУДОд «Центр внешкольной
работы «Подросток». 2018г.
2. Брюнин А.И. Методическое пособие по мониторингу зрительной и оперативной
памяти юнармейцев. Оренбург – МАУДО «ЦВР «Подросток». 2018г.
3. Брюнин А.И. Методическое пособие по военной топографии. 2019г.
4. Брюнин А.И. Методическое пособие по воздушно-десантной подготовке. 2019г.
5. Военная топография. (Учебник для юнармейцев учебных подразделений). – М.:
Военно-топографическое управление генерального штаба, 2016.
6. Гордиенко А.Н. Войны второй половины XX века (Энциклопедия военного искусства).
- Мн .: Литература, 2018. – 544 с.
7. Гордиенко А.Н. Командиры второй мировой войны (Энциклопедия военного
искусства). - Мн .: Литература, 2018. – 544 с
8. Зяблинцева М.А. Моментальные приемы запоминания. Мнемотехника разведчиков.
Ростов н/Д: Феникс, 2016. -160с.
9, Луйк В.Э. Практическое пособие по реализации дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Юнармеец» (военно-патриотическое воспитание).
10.
Луйк
С.С.
Практическое
пособие
по
реализации
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы «Юнармеец»,
культурноэстетический блок I часть.
11. Наставление по физической подготовке в ВС и ВМФ (НФП – 2001).- М.: Воениздат,
2011.
12. Ненахов Ю.Ю. Воздушно-десантные войска во второй мировой войне (Энциклопедия
военного искусства). - М.: Литература, 2018. – 480 с.

10

11
13. Организация вооружения и тактика действия иностранных армий. учебное пособие. –
М.: Воениздат, 2017.
14. Основы рукопашного боя. – М.: Воениздат,2018.- 226
15. Петров В.В. Снайперы (Энциклопедия военного искусства). - Мн .: Литература, 2017.
– 624 с.
16. Полезные советы воину. Учебное пособие.– М.: Воениздат, 2014.- 552с.
17. Подготовка войскового разведчика. Учебное пособие. – М.: Воениздат, 2014.
18. Подготовка разведчика системы ГРУ: учебное пособие.– М.: Прогресс, 2018.
19. Подготовка разведчика. – Мн.: Харвест,М.:АСТ, 2019. – 400с – (Настольная книга
будущего командира).
20. Португальский. Первые и впервые. Военная история Отечества. – М.:ООО
«Издательский дом «Проспект-АП»,2017.-288.

Список литературы для юнармейцев:
1. Военная топография. (Учебник для юнармейцев учебных подразделений). – М.:
Военно-топографическое управление генерального штаба, 2016.
2.Кукушкин А.В. Воспоминания начальника разведки ВДВ. – Чита.:2014. – 100с.
3. Мохунов Г.А. Герои Оренбуржья.- Оренбург.: Издательский центр ОГАУ, 2013. – 375.
4. Наставление по воздушно-десантной подготовке. Учебное пособие. – М.: Воениздат,
2017.
5. Организация вооружения и тактика действия иностранных армий. учебное пособие. –
М.: Воениздат, 2017.
6. Основы рукопашного боя. – М.: Воениздат,2017.- 226с.
7. Полезные советы воину. Учебное пособие.– М.: Воениздат, 2014.- 552с.

Приложение 1.
№
п/п

№
урока
по
разделу.

Календарно – тематическое планирование
Тематическое содержание
Кол-во
Дата
часов

Примечание

11

12

1-2

1-2

3

1

4-5

2-3

6-7

4-5

8-9

6-7

1011

8-9

19

17

2023

1-4

2425

5-6

26

1

27

2

28

3

2930

4-5

Введение
Введение в курс
«Юнармеец». Инструктаж по
технике безопасности на
занятиях объединения.
«Общая и специальная
физическая подготовка»
Техника безопасности и
охрана здоровья на занятиях
ОФП
Гимнастические упражнения
на перекладине, брусьях,
лазание по канату, прыжки
через спортивные снаряды.
Силовые упражнения без
снарядов, со снарядами, на
перекладине.
Легкоатлетические
упражнения: челночный бег,
бег на разные дистанции.
Самостраховка, элементы
специальной акробатики
(падения, кувырки,
перекаты).
Прохождение марш-броска с
различными вводными,
полосы препятствий.
Медицинская подготовка
Общие принципы оказания
первой медицинской
помощи. Понятие о
десмургии
Первая медицинская помощь
при повреждении костей,
суставов, мышц
Выживание в
экстремальных ситуациях
Понятие о выживании.
Экстремальные ситуации.
Факторы риска, факторы
обеспечивающие выживание.
Инструменты выживания
Медицинское обеспечение
при выживании.
Основные способы
ориентирования. Приметы

2
2

17
3

5

3

3

2

1

6
4

2

7
1
1

1
2

12

13

3132

6-7

33

1

34

2

погоды и определение
времени.
Добывание воды, огня в
полевых условиях.
Радиационная, химическая,
биологическая защита и
гражданская оборона
МЧС, его задачи. Знакомство
с профессией спасателя.
Чрезвычайные ситуации.
Сигналы оповещения при
чрезвычайных ситуациях.
Действия

2
2

1
1

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».