Приложение
к рабочей программе
МБОУ СОШ с. Бошняково
имени Дорошенкова П. И.
учебного предмета
«Изобразительное искусство»
5- 7 классы
от 25.08.2023 № 325-ОД
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
учебного предмета
«Изобразительное искусство»
для 5- 7 классов
основное общее образование
(уровень)
Срок реализации: 3 года
Составлена на основе программы:
Федеральная рабочая программа основного общего образования по учебному
предмету «Изобразительное искусство. Базовый уровень» (для 5 – 7 классов
образовательных организаций) /Министерство Просвещения Российской
Федерации. Федеральное государственное бюджетное научное учреждение
«Институт стратегии развития образования». Российской академии
образования. — Москва, 2023.
Автор программы: Федеральное государственное бюджетное научное
учреждение «Институт стратегии развития образования». Российской академии
образования.
0
СОДЕРЖАНИЕ
5 класс …………………………………………………………………. 3
6 класс …………………………………………………………………. 7
7 класс ………………………………………………………………….. 11
1
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№
п/п
Тема урока
Количество
часов
Всего
1
Декоративно-прикладное
искусство и человек:
обсуждаем многообразие
прикладного искусства
1
2
Древние образы в
народном искусстве:
выполняем рисунок или
лепим узоры
1
3
Убранство русской избы:
выполняем фрагмент
украшения избы
1
4
Внутренний мир русской
избы: изображение
крестьянского интерьера
1
5
Конструкция и декор
предметов народного быта:
выполняем эскиз формы
прялки или посуды
1
6
Конструкция и декор
предметов народного быта
(продолжение): выполняем
роспись эскиза прялки или
посуды
1
7
Русская народная
вышивка: выполняем эскиз
орнамента вышивки
полотенца
1
8
Народный праздничный
костюм: выполняем эскиз
народного праздничного
костюма северных или
1
Дата
изучения
Электронные
цифровые
образователные
ресурсы
2
южных районов России
9
Народный праздничный
костюм (продолжение):
выполняем
орнаментализацию
народного праздничного
костюма
1
10
Народные праздничные
обряды: проводим
конкурсы, ролевые и
интерактивные игры или
квесты
1
11
Древние образы в
современных народных
игрушках: создаем
пластическую форму
игрушки
1
12
Древние образы в
современных народных
игрушках (продолжение):
выполняем роспись
игрушки
1
13
Искусство Гжели:
осваиваем приемы росписи
1
14
Городецкая роспись:
выполняем творческие
работы
1
15
Золотая Хохлома:
выполняем роспись
1
16
Искусство Жостова:
выполняем аппликацию
фрагмента росписи
1
17
Искусство лаковой
живописи (Федоскино,
Палех, Мстера, Холуй):
выполняем творческие
работы по мотивам
произведений лаковой
живописи
1
18
Щепа. Роспись по лубу и
дереву. Тиснение и резьба
1
3
по бересте: выполняем
творческую работу по
мотивам мезенской
росписи
19
Роль народных
художественных
промыслов в современной
жизни: конкурс поисковых
групп и экспертов
1
20
Зачем людям украшения:
социальная роль
декоративного искусства
1
21
Роль декоративного
искусства в жизни
древнего общества.
Древний Египет:
выполняем эскизы на темы
«Алебастровая ваза»,
«Ювелирные украшения»,
«Маска фараона»
1
22
Роль декоративного
искусства в жизни
древнего общества.
Древний Египет
(продолжение).
Завершение работы по
темам «Алебастровая
ваза», «Ювелирные
украшения», «Маска
фараона»
1
23
Одежда говорит о
человеке: выполняем
коллективную работу «Бал
во дворце» (интерьер)
1
24
Одежда говорит о человеке
(продолжение 1):
изображение фигур людей
в костюмах для
коллективной работы «Бал
во дворце»
1
25
Одежда говорит о человеке
(продолжение 2):
1
4
завершаем коллективную
работу «Бал во дворце»
26
О чем рассказывают нам
гербы и эмблемы: создаем
композицию эскиза герба
1
27
О чем рассказывают нам
гербы и эмблемы
(продолжение): создаем
эскиз герба в цвете
1
28
Роль декоративного
искусства в жизни
человека и общества:
определяем роль
декоративно-прикладного
искусства в жизни
современного человека и
обобщаем материалы по
теме
1
29
Современное выставочное
пространство: выполняем
проект эскиза панно для
школьного пространства
1
30
Лоскутная аппликация,
или коллаж: выполняем
практическую работу по
созданию лоскутной
аппликации
1
31
Витраж в оформлении
интерьера школы:
выполняем коллективную
практическую работу
1
32
Нарядные декоративные
вазы: выполняем
практическую работу по
изготовлению
декоративной вазы
1
33
Декоративные игрушки из
мочала: выполняем
коллективную работу в
материале
1
34
Декоративные куклы:
выполняем практическую
1
5
работу по изготовлению
куклы
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
6
6 КЛАСС
№
п/п
Тема урока
Количество
часов
Всего
Пространственные искусства.
Художественные материалы:
выполняем пробы различных
живописных и графических
материалов и инструментов
1
2
Рисунок — основа
изобразительного творчества:
зарисовки с натуры осенних
трав, ягод, листьев; зарисовки
письменных
принадлежностей. Линия и ее
выразительные возможности.
Ритм линий: изображаем в
графике разное настроение,
или травы на ветру
1
3
Пятно как средство
выражения. Ритм пятен:
рисуем природу
1
4
Цвет. Основы цветоведения:
рисуем волшебный мир
цветной страны
1
5
Цвет в произведениях
живописи: создаем по
воображению букет золотой
осени на цветном фоне,
передающего радостное
настроение
1
6
Объемные изображения в
скульптуре: создаем образ
животного
1
Основы языка изображения:
определяем роль
изобразительного искусства в
своей жизни и обобщаем
материал, изученный ранее
1
1
7
Дата
изучения
Электронные
цифровые
образовательне
ресурсы
7
8
Изображение предметного
мира: создаем натюрморт в
технике аппликация
1
9
Многообразие форм
окружающего мира: рисуем
сосуды, животных, человека
из разных геометрических
фигур
1
10
Изображение объема на
плоскости и линейная
перспектива: рисуем конус,
призму, цилиндр, пирамиду
1
11
Свет и тень: рисуем
распределение света и тени на
геометрических формах;
драматический натюрморт
1
12
Натюрморт в графике:
выполняем натюрморт в
технике «эстампа», углем или
тушью
1
13
Цвет в натюрморте:
выполняем натюрморт в
технике монотипии
1
14
Образ человека – главная тема
в искусстве: собираем
информацию о портрете в
русском искусстве
1
15
Основные пропорции головы
человека: создаем портрет в
технике аппликации
1
16
Изображение головы человека
в пространстве: выполняем
фотографии головы человека в
разных ракурсах
1
17
Портрет в скульптуре:
выполняем портрет
литературного героя из
пластилина
1
18
Графический портретный
рисунок: выполняем
1
8
портретные зарисовки и
автопортрет
19
Сатирические образы
человека: создаем дружеский
шарж или сатирический
рисунок литературного героя
1
20
Образные возможности
освещения в портрете: создаем
в три цвета портреты человека
- по свету и против света
1
21
Роль цвета в портрете: создаем
портрет в цвете
1
22
Великие портретисты
прошлого: выполняем
исследовательский проект
1
23
Портрет в изобразительном
искусстве ХХ века: выполняем
исследовательский проект
1
24
Жанры в изобразительном
искусстве: выполняем
исследовательский проект
«Мой любимый художник»
1
25
Изображение пространства:
проводим исследование на
тему «Правила перспективы
«Сетка Альберти»
1
26
Правила построения
перспективы. Воздушная
перспектива: создаем пейзаж
1
27
Пейзаж – большой мир:
создаем контрастные
романтические пейзажи
«Дорога в большой мир» и
«Путь реки»
1
28
Пейзаж настроения: рисуем
пейзаж с передачей утреннего
или вечернего состояния
природы
1
29
Пейзаж в русской живописи:
рисуем пейзаж-настроение по
1
9
произведениям русских поэтов
о красоте природы
30
Пейзаж в графике: выполняем
композицию на тему:
«Весенний пейзаж» в технике
граттажа или монотипии
1
31
Городской пейзаж: выполняем
аппликации с графическими
дорисовками «Наш город»,
«Улица моего детства»
1
32
Поэзия повседневности:
создаем графическую
композицию «Повседневный
быт людей» по мотивам
персидской миниатюры или
египетского фриза
1
33
Историческая картина:
создаем композицию
исторического жанра (сюжеты
из истории России)
1
34
Библейские темы в
изобразительном искусстве:
собираем материал для
композиции на тему:
«Библейский сюжет»
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
10
7 КЛАСС
№
п/п
Тема урока
Количество
часов
Всего
1
Архитектура и дизайн –
конструктивные виды
искусства
1
2
Основы построения
композиции
1
3
Прямые линии и организация
пространства
1
4
Цвет – элемент
композиционного творчества
1
5
Свободные формы: линии и
тоновые пятна
1
6
Буква — изобразительный
элемент композиции
1
7
Логотип как графический
знак
1
8
Основы дизайна и
макетирования плаката,
открытки
1
9
Практическая работа
«Проектирование книги
/журнала»
1
10
От плоскостного
изображения к объемному
макету
1
11
Взаимосвязь объектов в
архитектурном макете
1
12
Здание как сочетание
различных объёмных форм
1
13
Важнейшие архитектурные
1
Дата
изучения
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
11
элементы здания
14
Вещь как сочетание объемов
и образа времени
1
15
Роль и значение материала в
конструкции
1
16
Роль цвета в
формотворчестве
1
17
Обзор развития образностилевого языка архитектуры
1
18
Образ материальной
культуры прошлого
1
19
Пути развития современной
архитектуры и дизайна
1
20
Практическая работа «Образ
современного города и
архитектурного стиля
будущего»
1
21
Проектирование дизайна
объектов городской среды
1
22
Дизайн пространственнопредметной среды интерьера
1
23
Организация архитектурноландшафтного пространства
1
24
Интерьеры общественных
зданий. Роль вещи в образностилевом решении
интервьюера
1
25
Дизайн-проект территории
парка
1
26
Дизайн-проект территории
парка
1
27
Функциональноархитектурная планировка
своего жилища
1
28
Проект организации
пространства и среды жилой
комнаты
1
29
Дизайн-проект интерьере
частного дома
1
12
30
Мода и культура. Стиль в
одежде
1
31
Композиционноконструктивные принципы
дизайна одежды
1
32
Дизайн современной одежды:
творческие эскизы
1
33
Грим и причёска в практике
дизайна
1
34
Имидж-дизайн
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
34
13
14