Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Школьный музей

СОДЕРЖАНИЕ:
1. Комплекс основных характеристик .................................................................................. 3
1.1. Пояснительная записка .................................................................................................... 3
1.2. Цель и задачи программы ................................................................................................ 6
1.3. Учебный план .................................................................................................................... 7
1.4. Содержание учебной программы .................................................................................... 8
1.5. Планируемые результаты .............................................................................................. 11
2. Комплекс организационно – педагогических условий................................................ 12
2.1. Календарный учебный график ...................................................................................... 12
2.2. Условия реализации программы ................................................................................... 12
2.3. Формы аттестации .......................................................................................................... 17
2.4. Оценочные материалы .................................................................................................... 17
2.5. Список литературы ......................................................................................................... 21
Приложение .................................................................................................................................. 22

2

1. Комплекс основных характеристик
1.1.Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школьный
музей» имеет туристско – краеведческую направленность, направлена на обучение
детей основам краеведения и музейного дела и предназначена для получения учащимися
дополнительного образования в области музееведения, приобщения учащихся к истории
родного края, воспитания гражданственности, патриотизма, развития навыков проектноисследовательской деятельности.
Школьный историко-краеведческий музей в соответствии со своим профилем
расширяет и углубляет знания учащихся. Он развивает чувство причастности к судьбе
малой родины, воспитывает у школьников любовь и уважение к родному краю, своей
стране, к ее историческому прошлому и настоящему. Музей выступает важным фактором
формирования общественной активности учеников, способствует сохранению и
укреплению школьных традиций.
Работа школьного музея способствует реализации компетентностного подхода в
воспитании и предполагает формирование у
учащихся следующих ключевых
компетенций:
- ценностно-смысловых: принятие ценностных ориентиров, умение осознавать свою
роль и предназначение в обществе, выбирать целевые и смысловые установки, принимать
решения;
- общекультурных: духовно- нравственные основы жизни и человечества,
культурологические основы семейных, социальных общественных явлений и традиций,
компетенции в бытовой и культурно - досуговой сфере, самовыражение личности;
- учебно–познавательных: владение способами анализа, синтеза, сравнения,
обобщения, классификации, систематизации; умение действовать в нестандартных
ситуациях, креативность;
-информационных: владение современными средствами информации и
информационными технологиями, формирование умений самостоятельно искать, отбирать
и анализировать необходимую информацию, преобразовывать, передавать и критически
осмысливать ее.
-коммуникативных:
владение различными способами взаимодействия с
окружающими и удаленными людьми, навыками работы в группе, разными социальными
ролями в коллективе, развитие и формирование коммуникативных умений, успешная
социализация в обществе.
- личностного совершенствования: духовное, интеллектуальное, физическое
саморазвитие, самопознание, культура мышления и поведения.
Принципы реализации программы:
- деятельностный подход – ребенок развивается в деятельности;
- принцип обеспечения успешности;
- принцип дифференциации;
- компетентностный подход – воспитание направлено на формирование ключевых
компетенций личности ребенка.
Педагогические технологии:
Работа музея строится на использовании педагогических технологий,
обеспечивающих реализацию деятельностного подхода в обучении и воспитании:
- метод проекта;
3

- ученического исследования;
- образовательных путешествий;
- технологии коллективных творческих дел;
- технологии проблемного обучения.
Ведущие направления деятельности:
1.Организационная и методическая работа.
2.Поисково-исследовательская работа.
3.Экспозиционная и учетно-хранительная работа.
4.Экскурсионно-массовая работа.
5.Учебно-образовательная и воспитательная.
6.Работа с фондами.
7.Информационно-технологическая работа.
Данные направления реализуются на различных уровнях:
- учебном;
- внеклассном;
- социально-проектном.
Актуальность программы «Школьный музей» определяется особой ролью
школьных музеев в современном обществе. Школьный музей – это важнейшее средство
дополнительного образования школьников, позволяющее пробудить познавательный
интерес к истории своей страны. Реализация данной программы позволяет воспитать
подрастающего человека, обладающего духовным богатством, способного к творчеству и
самостоятельности, ценящего свою Родину.
Новизна программы состоит в том, что позволяет использовать образовательный и
воспитательный потенциал школьного музея в образовательном процессе, положив в
основу проектный и исследовательский методы
Отличительные особенности данной программы заключаются в том, что для ее
реализации используется богатый архивный материал, методы и приемы работы музея, что
позволяет осуществлять педагогическую деятельность по трем направлениям:
образование, развитие и воспитание и позволяет больше узнать, правильно понять
исторические, географические, этнические особенности своей малой Родины.
Содержание программы нацелено на знакомство и овладение обучающимися
музейно-краеведческой работой. Занимаясь музееведением, дети приобретут ценный опыт
работы с различными источниками информации: книгой, архивным материалом,
документами личного характера, статистикой и т.д., что делает процесс обучения не
только интересным, но и ценным в развитии личности учащегося.
Адресат программы учащиеся основного общего образования и полного (среднего)
образования. В связи с малочисленностью детей в образовательном учреждении возможна
реализация программы для детей 12-17 летнего возраста. Занятия по программе
проводятся с объединением детей разного возраста с постоянным составом Набор в
объединение свободный.
Педагогическая
целесообразность
Определяется
учетом
возрастных
особенностей учащихся, широкими возможностями социализации в процессе
обучения, получением дополнительных знаний области истории родного края.
Формы и методы обучения, типы и формы организации занятий
Формы и методы обучения.
Основной формой обучения является учебное занятие. Формы проведения учебных
занятий
4

– групповая. Основные виды занятий тесно связаны, дополняют друг друга и
проводятся в течение всего учебного года с учетом планируемых мероприятий и
интересов учащихся.
Основные методы обучения

Исследовательские методы. Лабораторные и экспериментальные занятия:
- опыты: постановка, проведение и обработка результатов опытов;
- лабораторные занятия: работа с техническими устройствами;
- эксперименты;
Метод проблемного обучения:
- проблемное изложение материала: анализ истории научного изучения
проблемы, выделение противоречий данной проблемы; указания на ошибки,
заблуждения, находки, открытия;
- эвристическая беседа: постановка проблемных вопросов;
- объяснение основных понятий, определений, терминов;
- создание проблемных ситуаций: постановка проблемного вопроса (задания,
демонстрация опыта, использование наглядности);
- самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы учащимися:
поиск и отбор аргументов, фактов, доказательств;
- самостоятельный поиск ответа учащимися на поставленную проблему;
- поиск ответов с использованием «опор» (опорных таблиц, алгоритмов).
Методы программированного обучения:
- объяснение ключевых вопросов программы обучения;
- самостоятельное изучение определенной части учебного материала: Проектные
и проектно-конструкторские методы обучения:
- разработка проектов, программ;
- построение гипотез;
- моделирование ситуации;
- создание новых способов решения задачи;
- создание моделей, конструирование;
- создание творческих работ: литературных произведений (рассказов, повестей,
сказок, выпуск газет, организация выставок работ);
- разработка сценариев спектаклей, праздников;
- проектирование (планирование) деятельности, конкретных дел.
Метод игры:
- игры: дидактические, развивающие, познавательные, подвижные, народные и др.,
- игра-конкурс, игра-путешествие; ролевая игра, деловая игра;
- компьютерные игры.
Наглядный метод обучения:наглядные материалы: картины, рисунки, плакаты,
фотографии; таблицы, схемы, диаграммы, чертежи, графики;
- демонстрационные материалы, видеоматериалы, учебные и другие фильмы;
- модели, приборы, предметы (образцы изделий, фигуры, муляжи и т. п.)
Формы работы в школьном музее
Учебная работа:
Воспитательная работа:
- практическая работа;
- кружки, экскурсии, походы;
- учебные экскурсии вне музея;
- туристические поездки;
- уроки в музее
- встречи, сборы, собрания;
- экскурсии в музее
- уроки мужества, акции;
5

- изучение исторических событий.
- экскурсии, встречи в музее.
Объем и сроки реализации программы
Реализация программы рассчитана на один год обучения. Учебный год длится с 1
сентября по 30 мая. Объем учебных часов – 68.
В ходе реализации программы в учебном плане предусмотрено 68 часов учебных
занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу. Длительность одного занятия 45
минут.
1.2.Цель и задачи программы
Цель реализации программы:
создание оптимальных условий для развития творческой деятельности учащихся по
изучению, возрождению и сохранению истории родного края через различные формы
поисковой и музейной работы.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- обучающиеся: расширение и углубление знаний по истории и культуре родного
края, страны на основе знакомства с материалами музея;
- развивающие: приобщение школьников к исследовательской деятельности,
развитие познавательного интереса к изучению истории и культуры;
- воспитывающие: воспитание гражданственности, любви к Родине, почитания и
уважения народных традиций и обычаев, ощущение своих корней, преемственности
поколений, ответственности за судьбу своего народа и его культуры, формирование
национальной терпимости, активной жизненной позиции.

6

№
п/п
.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

18

19
20

1. 3. Учебный план
Содержание программы
Теоретические
занятия
Цели и задачи курса. Вводный
инструктаж
1. Вводное занятие «Юные
краеведы»
2. Наследие в школьном музее.
3. Родной край в истории
государства Российского.
4. Функции школьного музея
5. Организация школьного музея.
6. Моя семья и родной край.
7. История нашей школы
8. Комплектование фондов
школьного музея
9. Фонды школьного музея
10. Учёт и описание музейных
предметов
11.Экспозиция школьного музея.
12.Тексты в музейной экспозиции
13. Военная слава земляков
14. Экскурсионная работа в
школьном музее.
Итоговое занятие
Экскурсионные поездки по
родному краю. Проведение
инструктажа.
Подготовка к конкурсу
исследовательских работ по
краеведению. Конкурс
исследовательских работ по
краеведению
Заседание Совета и актива
школьного музея
Областные, городские и районные
мероприятия
Итого:

Практические
занятия

1

Всего

1

1

2

3

2
1

2
5

4
6

2
2
2
2
2

2
6
6
2

2
4
8
8
4

2
1

2
3

4
4

1
4
3

2
2
6
4

2
По плану

2
2

2
1
2
1

По плану

24

44

68

7

1.4.

Содержание учебной программы

Цели и задачи курса. Вводный инструктаж (1 час)
Тема 1.Вводное занятие «Юные краеведы»(3часа)
Теоретические занятия. Инструктажи (2 часа)
Цели, задачи, участники музейного движения. Целевые программы. Формы участия в
движении. Школьный музей как организационно – методический центр движения в
школах города, района. Организация участия учащихся в местных, региональных и
всероссийских краеведческих программах
Практические занятия (1 час)
Тема 2. Наследие в школьном музее (4 часа)
Теоретические занятия (2часа)
Понятие об историко-культурном и природном наследии. Формы бытования наследия.
Законодательство об охране объектов наследия. Краеведение как комплексный метод
выявления и изучения наследия. Музеефикация объектов наследия как способ их охраны и
использования.
Практическое занятие (2 часа)
Творческая работа.
Тема 3. Родной край в истории страны (6 часов)
Теоретические занятия (1 час)
Мифология по истории заселения родного края. Первые упоминания местности в
официальных источниках. Основные вехи истории края в контексте истории государства.
Уникальные особенности природы, истории и культуры родного края.
Практические занятия (5 часов)
Экскурсия по достопримечательным объектам природы, истории и культуры родного края.
Тема 4. Функции школьного музея (2 часа)
Теоретические занятия (2 часа)
Полифункциональность школьного музея: детский клуб; общественная организация,
объединяющая детей и взрослых разных поколений; творческая лаборатория педагогов и
учащихся; способ документирования истории природы и общества родного края; форма
сохранения и представления материальных и духовных объектов наследия; школа
профессиональной ориентации детей.
Тема 5. Организация школьного музея (4 часа)
Теоретические занятия (2 часа)
Школьный музей как общественное учебно-исследовательское объединение учащихся.
Профиль и название музея. Формы организации, ролевые функции, права и обязанности
актива школьного музея. Учредительные документы школьного музея.
Практические занятия (2 часа)
Выборы исполнительных органов школьного музея: Совета школьного музея,
руководителя школьного музея, формирование рабочих групп, выборы их руководителей.
Обсуждение функций Совета содействия (попечителей) школьного музея и утверждение
его состава.
Тема 6. Моя семья и родной край (8 часов)
8

Теоретические занятия (2 часа)
Что такое семья, род? Семейные предания, традиции и реликвии. Семейный архив.
Памятные события в истории семьи. Биографии членов семьи, рода. Составление
родословных таблиц. Описание семейного архива и семейных реликвий.
Практические занятия (6 часов)
Запись воспоминаний и рассказов членов семьи о событиях, связанных с историей архивов
и реликвий. Обсуждение собранных материалов.
Тема 7. История нашей школы (8 часов)
Теоретические занятия (2 часа)
История школы. Школьные традиции и достопримечательности. Учителя и выпускники
школы, их след в истории края. Публикации о школе, её учителях и выпускниках.
Летопись школы. Школьный музей и архив. Источники по истории школы в районных,
городских, областных архивах.
Практические занятия (6 часов)
Выявление педагогов и выпускников школы разных лет. Запись воспоминаний и рассказов
педагогов и выпускников, выявление у них материалов по истории школы. Переписка с
педагогами и выпускниками, живущими за пределами родного края. Ведение
исторической хроники и летописи школы.
Тема 8. Комплектование фондов школьного музея (4 часа)
Теоретические занятия (2 часа)
Организация поисково-собирательской работы. Выбор темы музейно-краеведческого
исследования. Планирование работы. Изучение события, явления. Выявление и сбор
предметов музейного значения. Сбор дополнительной информации об исторических
событиях, природных явлений и предметах музейного значения. Назначение полевой
документации. Обеспечение научной и физической сохранности находок. Меры
безопасности в процессе походов, экспедиций, других полевых изысканий.
Практические занятия (2 час.)
Составление планов поисково-собирательной деятельности. Распределение обязанностей
между участниками поисково-собирательной работы. Разработка маршрутов походов и
экспедиций.
Тема 9. Фонды школьного музея (4 часа)
Теоретические занятия (2 часа)
Структура и состав собрания школьного музея: основной и научно-вспомогательные
фонды, музейные коллекции. Основные принципы формирования фондов и коллекций.
Организация учёта фондов школьного музея. Обеспечение сохранности музейных
предметов: температурно-влажностный и световой режимы хранения. Реставрация
музейных предметов и их передача в фонды государственных и муниципальных музеев и
архивов. Что нельзя хранить в школьном музее.
Практические занятия (2 часа)
Игра-практикум по разработке структуры музейного собрания, формированию основного и
научно-вспомогательного фондов, тематических, систематических и персональных
коллекций.

9

Тема 10. Учет и описание музейных предметов (4 часа)
Теоретические занятия (1 час)
Задачи учета и научного описания музейных предметов. Система учета музейных фондов:
главная инвентарная книга, инвентарные книги и коллекционные описи, паспорта
музейных предметов и вспомогательные картотеки.
Практические занятия (3 часа)
Ролевая игра-практикум по разработке системы документов учёта и описания музейных
предметов, составлению паспортов музейных предметов.
Тема 11. Экспозиция школьного музея (2 часа)
Теоретические занятия (2 часа)
Концепция экспозиции школьного музея. Виды экспозиций: тематическая,
систематическая, монографическая, ансамблевая экспозиция. Основные приёмы
экспонирования музейных предметов. Обеспечение сохранности музейных предметов в
экспозиционном использовании.
Музейные выставки: стационарные, передвижные, фондовые.
Тема 12. Тексты в музейной экспозиции (2 часа)
Теоретические занятия (1 час)
Назначение текстов в экспозиции. Виды озаглавливающих и сопроводительных текстов.
Правила составления этикеток к экспонатам. Приёмы размещения текстов в экспозиции.
Практические занятия (1 час)
Игра-практикум по составлению этикетажа к экспонатам. Приёмы размещения текстов в
экспозиции.
Тема 13. Военная слава земляков(6 часов)
Военные традиции земляков. Жители родного края – участники ВОВ и других военных
действий. Выпускники школы в рядах Вооруженных Сил России. Военные реликвии
семьи. Служба в армии – почетная обязанность гражданина России. (2 ч.)
Практические занятия (4 часа)
Выявление ветеранов ВОВ, выпускников школы - кадровых военных или прошедших
действительную военную службу. Сбор информации у родственников и знакомых. Книга
Памяти.
Тема 14. Экскурсионная работа в школьном музее (4 часа)
Теоретические занятия (1 час)
Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия
музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная. Приёмы
подготовки экскурсии с использованием опубликованных источников, научной и
популярной литературы, материалов музейного собрания. Мастерство экскурсовода: речь,
внешний вид, свободное владение материалом, этика.
Практические занятия (3 часа)
Игра-практикум по разработке текстов экскурсий по выбранной теме. Проведение
экскурсий.
Тема 15. Индивидуальные консультации по темам проектов (6 часов)
10

1.5. Планируемые результаты
В результате освоения программы базового уровня у обучающихся
будут сформированы:
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
- ориентироваться в музейной терминологии;
- определять особенности становления музеев в России и в мире в различные
исторические периоды;
- первичные навыки использования полученных знаний, умений, как основы
исторического мышления;
- первичные представления об историческом положении малой Родины;
- основополагающие знания об истории родного края;
- владеть этнографическим компонентом своего региона;
- уметь работать с топонимическим материалом своего региона.
Метапредметные:
- достижение учащимися высокого уровня умений и навыков по научно-музейной
обработке, учету, описанию, классификации предметов музейного значения;
- проведение экскурсий по экспозициям музея;
- развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации
работ по профилю музея;
- уметь планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, выбирать
наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения.
Личностные результаты:
- воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою
малую
Родину;
усвоение
гуманистических
и
традиционных
ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга
перед малой Родиной;
-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию;
- формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным
особенностям, традициям и образу жизни других народов;
-освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора;
- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками.
11

2. Комплекс организационно – педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Календарный учебный график определяет количество учебных недель и количество
учебных дней, даты начала и окончания учебных периодов/этапов (Приложение 3)
Год
обучения
2024-2025

Дата
начала
занятий
02.09.2024

Дата
окончания
занятий
28.05.2025

Количество Количество Количество
учебных
дней
часов
недель
34
170
68

Режим
занятий
2 раза
в неделю
(по 1 часу)

2.2.Условия реализации программы
Материально – техническое обеспечение
Успешная реализация дополнительной общеразвивающей программы «Школьный
музей» возможна при наличии следующего материально - технического обеспечения:
- помещение школьной музейной комнаты – 96 кв.м
№

Наименование оборудования

Ед.
измерения

Кол-во

1.
2
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.

Витрины - прилавки
Витрины с распашными дверьми
Стенды
Стенды демонстрационные раздвижные
Стол демонстрационный (круглый)
Стол офисный
Стулья полумягкие
Стол компьютерный
Монитор
Процессор
АПС
Проектор
Экран
Подставка с древками для флагов

шт.
шт.
шт.
шт.
шт.
шт.
шт.
шт.
шт.
шт.
шт.
шт.
шт.
шт.

10
2
5
2
1
1
20
1
1
1
1
1
1
1

Информационно – методическое обеспечение
Алгоритмы исследовательской деятельности
Памятка 1
форма
доклад

Структура
 В кратких вводных замечаниях научно-практическая ценность
темы
12

 Сущность темы, обоснованные научные предложения
 Выводы и предложения
Тезисы доклада

 Основные положения доклада
 Основные выводы и предложения

Научная статья

 Заголовок
 Вводные замечания
 Краткие данные о методике исследования
 Анализ собственных научных результатов и их обобщение
 Выводы и предложения
 Ссылки на цитируемую литературу

Научный отчёт

 Краткое изложение плана и программы законченных этапов
научной работы
 Значимость проведённой работы, её ценность для науки и
практики
 Деятельная характеристика применяющихся методов
 Существование новых научных результатов
 Заключение, подводящее итоги исследования и отмечающее
нерешённые вопросы

Реферат

 Вводная часть
 Основной текст заключительная часть список литературы
указатели

Монография

 Введение подробно и всесторонне исследуется и освещается
какая-либо проблема или тема
 Выводы по каждому разделу (главе)
 заключение

Памятка 2
Советы докладчику.
1. Успокойтесь. Овладейте собой. Соберитесь с мыслями.
2. Назовите тему вашей работы. Чётко и ясно сформулируйте её цель, используя,
например, такие ключевые слова и фразы: «Цель работы заключается в…»
«Цель работы заключается в том, что (чтобы)…»
13

«Исследование (работа, эксперимент) ставит своей целью…» и т.п.
3. Расскажите, каким путём Вы шли к достижению поставленной цели, какие
встретили трудности, как они были преодолены; изложите основное содержание
работы. Её идею и суть.
4. Сформулируйте наиболее важный, с Вашей точки зрения, результат работы в виде
основного вывода или заключения по работе
5. Закончите выступление примерно так: «Доклад закончен. Благодарю за внимание».
6. Успокойтесь. Приготовьтесь к ответам на вопросы
Памятка 3
Основные требования к предъявляемым работам для участия в конференции
1. Чёткость и доступность изложения материала
2. Соответствие темы работы её содержанию
3. Актуальность и практическая значимость работы
4. Эрудиция автора, умелое использование различных точек зрения по теме работы
5. Наличие собственных взглядов и выводов по проблеме
6. Умение использовать специальную литературу и терминологию по теме
7. Оформление научной работы
8. Культура выступления на конференции
Памятка 4
Этапы работы над экскурсионным проектом.
I. Подготовительный этап. Данный этап предполагает знакомство с теоретическими
аспектами экскурсионной деятельности:
1.

Сущность

экскурсии,

классификация

экскурсий,

педагогические

и

психологические основы экскурсии;
2. Техника ведения экскурсии;
3. Разбор типичных ошибок при проведении экскурсии;
4. Знакомство с экскурсионными проектами, вариантами их оформления. После
знакомства с теоретическими основами экскурсионной деятельности, в малых группах
обсуждаются темы собственных экскурсионных проектов.
II. Реализация проекта включает в себя планирование и выполнение конкретных
действий его участниками. В рамках планирования работы должны быть окончательно
14

определены темы экскурсионных проектов и составлен календарный план. Конкретная
последовательность действий участников проекта включает в себя следующее:
1. Определение целей и задач конкретного экскурсионного проекта;
2. Распределение обязанностей;
3. Отбор источников информации (литературы и опубликованных исторических
источников, электронных ресурсов), составление библиографии;
4. Сбор и анализ информации;
5. Отбор и изучение экскурсионных объектов.
На этом этапе составляются экскурсионные карточки объектов. Каждая карточка
включает в себя следующие сведения: вид памятника (место исторического события,
скульптурный памятник, архитектурный ансамбль и т.д.); фотография объекта; название
памятника (первоначальное и современное, а так же название, под которым известен у
населения);

историческое

событие

с

которым

связан

памятник;

дата

события;

местонахождение объекта, его адрес; сведения о территории, на которой находится
памятник; описание памятника (автор, дата сооружения, текст мемориальной надписи
(если есть)); источники сведений о памятнике: литература, архивные данные, устные
предания (указываются основные печатные работы); сохранность памятника (состояние
памятника и территории, на которой находится, дата последнего ремонта, реставрации);
охрана памятника; в каких экскурсиях может быть использован в качестве объекта показа;
дата и ФИО составителя карточки;
6. Составление «маршрута», последовательности показа экспонатов;
7. Выбор методических приёмов проведения экскурсии;
8. Подготовка текста экскурсии;
9. Комплектование «портфолио экскурсовода» (если есть в этом необходимость),
куда входит комплекс наглядных пособий и дополнительных материалов;
10. Оформление экскурсионного проекта
Практические занятия:


Выборы исполнительных органов школьного музея: Совета школьного музея,

руководителя школьного музея, формирование рабочих групп, выборы их руководителей.


Выявление педагогов и выпускников школы разных лет.



Ведение исторической хроники и летописи школы.
15



Ведение картотеки участников ВОВ и других военных действий.



Выявление ветеранов ВОВ, выпускников школы - кадровых военных или

прошедших действительную военную службу.


Запись воспоминаний и рассказов членов семьи о событиях, связанных с историей

архивов и реликвий. Обсуждение собранных материалов.


Игра-практикум по составлению паспортов объектов культурного наследия.



Игра-практикум по составлению этикетажа к экспонатам.



Игра-практикум по разработке текстов экскурсий по выбранной теме.



Комплектование и обработка материалов для создания фондов, альбомов



Проектирование выставки



Проведение деловой игры-практикума по ведению полевых документов в

соответствии с ролевыми функциями актива школьного музея.


Подготовка проектов, обсуждение и принятие Устава (Положения) и концепции

школьного музея.


Приёмы размещения текстов в экспозиции.



Ролевая игра- практикум по разработке системы документов учёта и описания

музейных предметов, составлению паспортов музейных предметов.


Разработка маршрутов походов и экспедиций.



Экскурсия по достопримечательным объектам природы, истории и культуры

родного края.
Для просмотра видеоматериала:
1.Виртуальные музеи и галереи мира http://www.ph4.ru/virtur
2.Государственный исторический музей // http://www.shm.ru/
3.Государственная Третьяковская галерея // http://www.tretyakovgallery.ru/
4.Исторические усадьбы России. Музеи-усадьбы России // http://hist-usadba.narod.ru
5.Музей-монастырь // http://www.museum.ru/rme/sci_mon.asp
6.Музей-храм // http://www.museum.ru/rme/sci_hram.asp
7.Музей-заповедник Кижи //http://kizhi.karelia.ru/index.html
8.Музей-заповедник «Московский Кремль» // http://www.kreml.ru/
9.Музеи Санкт-Петербурга и пригородов //http://kanikuly.spb.ru/tour_muzei.htm#muz_1
10.Пушкинский музей //http://www.pushkinmuseum.ru/

16

2.3. Формы аттестации
Формы проведения
промежуточной аттестации
Практическое задание
Составление экскурсии или оформление
мини-экспозиции
2.4.

Формы проведения
итоговой аттестации
Практическое задание.
Защита проектов

Оценочные материалы

Основными методами отслеживания (диагностики) успешности овладения учащимися
содержания программы являются: текущий контроль успеваемости, промежуточная и
итоговая аттестации учащихся.
Текущий контроль учащихся проводится с целью установления фактического уровня
теоретических знаний и практических умений и навыков по темам (разделам)
дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы.
Текущий контроль успеваемости учащихся осуществляется педагогом по каждой
изученной теме.
Текущий контроль может проводиться в следующих формах: теоретический опрос,
тестирование; практическая работа.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится с целью повышения
ответственности педагогов и учащихся за результаты образовательного процесса, за
объективную оценку усвоения учащимися дополнительной общеобразовательной
(общеразвивающей) программы, за степень усвоения учащимися дополнительной
общеобразовательной (общеразвивающей) программы в рамках учебного года.
Промежуточная аттестация учащихся включает в себя проверку теоретических знаний и
практических умений и навыков. Промежуточная аттестация учащихся может
проводиться в следующих формах:
- беседы по критериям выполнения письменных заданий;
- итоговая аттестация учащихся проводится с
целью выявления уровня
развития способностей и личностных качеств ребенка и их соответствия
прогнозируемым результатам освоения
дополнительной
общеобразовательной(общеразвивающей) программы.
Итоговая
аттестация проводится по
окончанию обучения по
дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе «Школьный
музей».
Итоговая аттестация учащихся включает в себя проверку теоретических знаний и
практических умений и навыков.
Диагностические материалы должны проверять сформированность умений и овладение
навыками ведения музейного дела.

17

Контрольно-измерительные материалы
Входной контроль:
1. Что такое музей? Чем занимаются музеи?
2. Прочтите высказывания, приведенные ниже, о музее. Какие из высказываний в
большей степени соответствуют вашей точке зрения и почему?
 Музеи – это кладбища искусства (А. де Ламартин).
 Музей – общественное учреждение для хранения произведений
искусства, научных коллекций, образцов промышленности (словарь
Брокгауза и Эфрона)
 Музей – это территория бизнеса.
 Музеем называют место, где находится большое количество памятников истории и
искусства.
3. Какие музеи есть в нашем городе? Опишите свой поход в музей.
4. Зачем современному обществу нужны музеи?
5. Что изучает музеология (музееведение)? Определите объект и предмет ее
исследований.
6. Музей, музееведение, музейное дело. Объясните взаимосвязь и взаимозависимость
этих понятий.
7. Какие экспозиции есть в школьном музее ?
Текущий контроль
1. Ответьте на вопросы:
1. Какова цель комплектования фондов?
2. Назовите способы комплектования фондов музея.
3. Назовите формы комплектования фондов музея.
4. Что такое легенда?
5. Назовите правила комплектования музейных фондов?
6. Охарактеризуйте этапы комплектования музейных фондов.
7. Назовите основные единицы учета и хранения.
8. Что включает учетная документация музея?
9. Что включает фондовая документация музея?
10. Содержание основных этапов учета музейных предметов.
18

2.Анализируя раздаточный материал (рисунок) и опираясь на свой жизненный опыт,
попытайтесь ответить на вопрос: какие задачи стоят перед сотрудниками музеев по
организации хранения музейных фондов?

Итоговый контроль:
Составьте
в

него

собственный
наиболее

экскурсионный

примечательные,

с

вашей

проект,
точки

зрения,

включите
памятники

архитектуры, скульптуры.
Этапы работы над экскурсионным проектом.
I. Подготовительный этап.
Данный этап предполагает знакомство с теоретическими аспектами
экскурсионной деятельности:
1. Сущность экскурсии, классификация экскурсий, педагогические и
психологические основы экскурсии;
2. Техника ведения экскурсии;
3. Разбор типичных ошибок при проведении экскурсии;
4. Знакомство с экскурсионными проектами, вариантами их
19

оформления.
После знакомства с теоретическими основами экскурсионной
деятельности, в малых группах обсуждаются темы собственных
экскурсионных проектов.
II. Реализация проекта включает в себя планирование и
выполнение конкретных действий его участниками.
В рамках планирования работы должны быть окончательно
определены темы экскурсионных проектов и составлен календарный план.
Конкретная последовательность действий участников проекта
включает в себя следующее:
1. Определение целей и задач конкретного экскурсионного проекта;
2. Распределение обязанностей;
3. Отбор источников информации (литературы и опубликованных
исторических источников, электронных ресурсов), составление библиографии;
4.Сбор и анализ информации;
5. Отбор и изучение экскурсионных объектов.
Мониторинг контроля деятельности участников
объединения «Школьный музей»
Цель мониторинга: получение объективной и достоверной информации о состоянии
деятельности участников объединения для управления качеством образования. Умения и
способности работать в определенных направлениях оцениваются по пятибалльной шкале
№

ФИО

Работа с

Архивная

Экскурсовод

Научно-

Поисковая

фондами

деятельность

ческая

исследовател

деятельность

деятельность

ьская
деятельность

1
2
3
4
5
6
20

2.5. Список литературы
Закон “Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29.12.2012.
11. Героико-патриотическое воспитание в школе: детские для педагога объединения,
музеи, клубы, кружки, поисковая деятельность / авт.-сост. Т. А. Орешкина. – Волгшоград:
Учитель, 2007. – 122 с.
12.Голиков А. Г., Круглова Т. А. Источниковедение отечественной истории. — М., 2001.
13.Голышева Л. Б. Музейная педагогика/ Преподавание истории в школе № 2, 2003 г.
16.Методика историко - краеведческой работы в школе, под ред. Н.С. Борисова. М., 1982.
17. Музей в современном мире: традиции и новаторство. – М., 1999. – Вып. 104. – 199 с.
18. Музей образовательного учреждения. Проблемы, опыт, перспективы. Сборник
нормативно - правовых и методических материалов. Новосибирск, НИПК и ПРО, 2004.
19.Решетников Н. И. Музееведение: Курс лекций. — М., 2000.
20.Садкович Н.П., Практические рекомендации по созданию текста истории школы/
Преподавание истории в школе № 2, 2003 г.
21.Столяров Б. А., Соколова Н. Д., Алексеева Н. А. Основы экскурсионного дела: Учеб.
пособие. — СПБ., 2002.
22.Туманов Е.Е., Школьный музей, М, 2002.
2 3 . Г о р с к и й В. А. Живое образование / В. А. Горский. — Ногинск, 2007.
2 4 . Е м е л ь я н о в Б. В. Экскурсоведение / Б. В. Емельянов. — М., 2000.
25. Исследовательская практика школьников в профильном обучении: книга для учителя /
под ред. С. Н. Чистяковой. — М., 2006.
26. Как организовать работу школьного краеведческого музея: методические
рекомендации / сост. Н. А. Воронцова. — Пермь,1974.
28.Музей будущего: Информационный менеджмент / сост. А. В. Лебедев. — М., 2001.
29. Музей и школа: пособие для учителя / под ред. Т. А. Кудриной. — М., 1985.
3 1 . О с т а п е ц А. А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности
учащихся / А. А. Остапец. — М., 2001.
32. Российская музейная энциклопедия. В 2 т. — М., 2001.
33. Сборник нормативно-правовых актов по туристско-краеведческой работе, организации
отдыха детей и молодёжи / сост. Ю. С. Константинов, С. В. Усков. — М., 2006.
3 5 . С т о л я р о в Б. А. Основы экскурсионного дела / Б. А. Столяров, Н. Д. Соколова, Н. А.
Алексеева. — СПб., 2002.
3 7 . Ю р е н е в а Т. Ю. Музееведение / Т. Ю. Юренева. — М., 2003.
3 8 . Ю р е н е в а Т. Ю. Музей в мировой культуре. / Т. Ю. Юренева. — М., 2003.
3 9 . Ю х н е в и ч М. Ю. Я поведу тебя в музей: учебное пособие по музейной педагогике /
М. Ю. Юхневич. — М., 2001.
Список литературы для обучающихся
Архандеева Г. А. Детский фестиваль национальных культур. - Кемерово, 2002.
Дик Н. Е., Валишин Ю. И. Географическая экспозиция школьного краеведческого
музея. - Москва, 1979.
Кудрина Т. А. Музей и школа. - Москва, 1985.
Левыкин К. Г., Хербс В. Музееведение. - Москва, 1988.
Михайловская А. И. Музейная экспозиция, организация и техника. - Москва, 1964.
Сейненский А. Е. Музей воспитывает юных. - Москва, 1988.
Столетов В. Н. , Кашин М. П. - Школьные музеи. Москва, 1977.
Туманов В. Е. Школьный музей. - Москва, 2002.
11.Русский музей. http://rusmuseum.ru/
21

Приложение
Словарь музееведа
Аттрактивность – способность предмета привлекать внимание своими внешними
особенностями (формой, размером, цветом) или своей художественной и исторической
ценностями.
Ансамблевая экспозиция – сохранение или воссоздание ансамбля музейных предметов,
объектов природы в среде бытования: музей под открытым небом, крестьянская изба,
партизанская землянка и т.д.
Вспомогательный фонд – материалы, изготовленные для нужд экспозиции: схемы,
диаграммы, муляжи, модели, репродукции, ксеро- фотокопии, макеты, тексты и т.д.
Деблетный фонд – фонд, состоящий из типовых предметов, в нескольких экземплярах.
Информационный потенциал предмета – это вся совокупность сведений о музейном
предмете и его среде бытования, выявленных в ходе источниковедческого анализа.
Классификация музейных предметов – это деление всего объема нужных музею
предметов на группы по признакам родства и различия.
Коллекционный фонд – ядро основного фонда, включает музейные предметы,
имеющиеся в музеи в единственном экземпляре, и по одному лучшему, имеющихся в
нескольких экземплярах.
Комплектование фондов – один из основных видов деятельности музея, важнейшее звено
в процессе документирования развития общества.
Консервация музейных предметов сохранение предметов путем создания
определенного режима хранения, тормозящего процесс их естественного старения, а также
путем активного пресечения разрушительных процессов с последующим закреплением
предметов.
Музееведение – общественная наука, изучающая процессы сохранения социальной
информации, познания и передачи знаний и эмоций посредством музейных предметов,
музейное дело, музей как общественный институт, его социальные функции и формы их
реализации в различных общественно-экономических условиях.
Музей – исторически обусловленный многофункциональный институт социальный
информации,
предназначенный
для
сохранения
культурно-исторических
и
естественнонаучных ценностей, накопление и распространения информации посредством
музейных предметов. Документируя процессы и явления природы и общества, музей
комплектует, хранит, исследует коллекции музейных предметов, а также использует их в
научных, образовательно-воспитательных целях.

22

Музейная коллекция – совокупность музейных предметов, связанных общностью одного
или нескольких признаков и представляющих научный, познавательный, часто
художественный интерес, как единое целое.
Музейная педагогика – это общественно-научная, специальная дисциплина, которая
изучает содержание и принципы, а также методы специфического для музея процесса
воспитания и образования.
Музейная экспозиция – основная форма музейной коммуникации, образовательные и
воспитательные цели которой осуществляются путем демонстрации музейных предметов,
организованных, объясненных и размещенных в соответствии с разработанной музеем
научной концепцией и современными принципами архитектурно-художественных
решений.
Музейное дело – специфическая сфера общественной деятельности, имеющая отношение
к науке, образованию, воспитанию и культуре в целом.
Музейный каталог – это аннотированный перечень входящих в фонды предметов,
расположенных в определенном порядке, складывающимся в процессе их систематизации.
Музейный предмет – это привлеченный из реальной действительности предмет
музейного значения, включенный в музейное собрание и способный длительное время
сохраняться. Он является носителем социальной или естественнонаучной информации –
аутентичным источником знаний и эмоций, культурно-исторической ценностью, частью
национального богатства.
Музейный фонд – совокупность постоянно находящихся на территории Российской
Федерации музейных предметов и музейных коллекций, гражданский оборот которых
допускается только с соблюдением ограничений, установленных настоящим Федеральным
законом.
Новодел – точная копия памятника материальной культуры, выполненная в материале и в
размере оригинала.
Обменный фонд – фонд предметов, в которых данный музей не нуждается.
Основной фонд музея – все подлинные памятники материальной и духовной культуры, а
также памятники природы, являющиеся первоисточником наших знаний по истории
общества и природы.
Предмет музееведения – круг объективных закономерностей, относящихся к процессам
накопления и сохранения социальной информации, познания и передачи знаний, традиций,
представлений и эмоций по средствам музейных предметов, к процессам возникновения,
развития и общественного функционирования музея, музейного дела.
Раритет – редкие предметы, что дает основание отнести их к памятникам материальной
культуры.
23

Реставрация музейных предметов – восстановление облика предмета, максимально
приближающегося к первоначальному, посредством устранения искажений предмета,
происходящих в результате его естественного старения, нанесенных повреждений или
преднамеренных изменений.
Система фондовой документации – это взаимосвязанная совокупность документов,
составляемых по установленным формам в процессе учета фондов, их классификации и
систематизации, физической охраны, необходимая для выполнения музеем его социальных
функций.
Состав фондов музея – организация фондов, разделяющая их в соответствии со
значением предметов для науки и культуры в целом, а также с деятельностью самого музея
и определяющая юридическое положение предметов.
Структура фондов музея – организация фондов, основанная на взаимосвязях предметов и
направленная на создание условий, максимально удобных для изучения, пополнения,
хранения и использования.
Типовой музейный предмет – музейный предмет, отражающий типичное явление и
обладающий свойствами, характерными для большого числа предметов, существующих в
настоящее время.
Уникальный музейный предмет – это предмет, существующий в настоящее время в
единственном или в очень ограниченном числе и обладающий особой исторической или
культурной ценностью.
Хранение – один из основных видов деятельности музея, предполагающий создание
материальных и юридических условий, при которых обеспечивается сохранность
музейного предмета и музейной коллекции.
Экскурсия – коллективный осмотр музея или не музейного объекта, проводимый по
намеченной теме и специальному маршруту под руководством специалиста -экскурсовода
в образовательных и воспитательных целях.
Экспрессивность – выразительность предмета, его способность оказывать эмоциональное
воздействие.

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».