Дополнительная общеразвивающая программа кукольного театра Петрушка

2

Содержание
1.Комплекс основных характеристик ................................................................................... 3
1.1 Пояснительная записка ..................................................................................................... 3
1.2 Цель и задачи программы. ................................................................................................ 5
1.3 Учебный план .................................................................................................................... 5
1.4

Содержание программы ................................................................................................ 6

1.5

Планируемые результаты ............................................................................................. 9

2. Комплекс организационно – педагогических условий ................................................. 10
2.1. Календарный учебный график ...................................................................................... 10
2.2 Условия реализации программы .................................................................................... 10
2.3 Формы аттестации........................................................................................................... 11
2.4 Оценочные материалы .................................................................................................... 11
2.5 Список литературы ......................................................................................................... 11
Приложения

3

1.Комплекс основных характеристик
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Кукольный театр «Петрушка»» имеет художественную направленность, ориентирована
на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей
и склонностей, носит ярко выраженный креативный характер, предусматривая
возможность творческого самовыражения, творческой импровизации.
Актуальность программы: введение театрального искусства, через
дополнительное образование способно эффективно повлиять на воспитательнообразовательный процесс. Сплочение, расширение культурного
диапазона учеников,
повышение культуры поведения – все это, возможно, осуществлять через обучение и
творчество на театральном кружке в школе. Участвуя в театрализованных играх, дети
знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Воспитывается у учащихся
любовь к народным сказкам, традициям, бережное отношение к природе. Развивается у
детей
творческие
способности
мышления,
наблюдательности,
трудолюбия,
самостоятельности, художественного вкуса.
Искусство театра кукол тесно связано с окружающей жизнью и бытом. Оно
формирует вкус, воспитывает потребность в общении. На занятиях дети знакомятся с
принципами декоративной обработки используемых материалов, осваивают простейшее
конструирование кукол, декораций, а также самостоятельно стараются создать свои
«шедевры».
Отличительная особенность программы
- в возможности начать обучение с любого момента, т.к. в обучении основам
актерского мастерства невозможно поэтапно обучить ребенка сценической речи, а затем
движению, поскольку все виды деятельности взаимосвязаны. Да и сам театр –
синтетический вид искусства;
- в обеспечении доступности каждому испытать свои силы в разнообразных формах
занятий, возможности увидеть результаты, получить одобрение и поддержку;
- в способе структурирования элементов
дополнительной образовательной программы;

содержания

материала

внутри

- в организации системы, основанной на развитии у детей интереса к окружающему
миру, умении общаться с ним, используя свои творческие способности.
Педагогическая целесообразность. На занятиях организована деятельность,
создающая условия для творческого развития воспитанников в организации и проведении
кукольных спектаклей, ознакомлении со спецификой театра.
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на развитие
творческих способностей. На занятиях кружка дети «дают вторую жизнь вещам». При
изготовлении кукол, декораций используется полимерный материал, капрон, ткань, бумага
и многое другое, что когда было в обиходе и стало непригодным в быту. А для детей - это

рабочий материал, с помощью которого они из ненужных вещей создают произведения,
достойные восхищения. Все это нацеливает на воспитание у ребенка бережного и
внимательного отношения к природе, развивает эмоционально-эстетическое восприятие;
понимание того, что все в своей основе связано с природой.
Тип программы – стартовый.
Форма организации содержания и процесса педагогической деятельности –
комплексная.
Адресат программы
Программа предназначена для учащихся 7 -11 лет и рассчитана на 1 год, 68 часов
(2 часа в неделю). Группы формируются разновозрастные. Принцип набора
обучающихся в группы – свободный (специального отбора не производится). В группах
занимаются мальчики и девочки.
Тип программы стартовый
Период

Продолжите
льность
занятия

Кол-во
занятий
в неделю

1 год обучения
Итого по
программе

1 ч

2

Кол-во
часов
в
неделю
2ч

Кол-во
недель

34

Колво
часов
в год
68 ч
68 ч

Формы организации содержания
и педагогического процесса
педагогической деятельности
Форма обучения - очная
Форма организации занятий: групповая, индивидуальная, парная;
 учебное занятие;
 творческая мастерская;
 мастер-класс;
 посещение и участие в выставках, показах;
 посещение музеев, театров;
 игра и беседа;
 иллюстрирование;
 изучение основ сценического мастерства;
 мастерская образа;
 мастерская костюма, декораций;
 инсценирование прочитанного произведения;
 постановка и посещение спектакля;
 работа в малых группах;
 актёрский тренинг.
Занятия построены таким образом, что теоретические и практические занятия
даются всей группе. Дальнейшая работа ведется с каждым учеником индивидуально,
учитывая его возможности, возрастные и личностные особенности. Теоретические
вопросы включаются в практические занятия и являются каналом для творческой
инициативы ребенка.

1.2 Цель и задачи программы.
Цель - эстетическое воспитание участников, создание атмосферы радости детского
творчества, сотрудничества; раскрытие и развитие потенциальных способностей детей
через их приобщение к миру искусства - театру кукол.
Задачи:
Образовательные:

-познакомить с историей кукольного театра;

-пробуждать интерес к чтению, чувствовать поэзию народных сказок,
песен, любить и понимать искусство;

-научить детей самостоятельно изготавливать куклы;

-добиваться, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх,
дети смогли использовать в повседневной жизни.
Развивающие:

развивать индивидуальные творческие способности детей;

-развивать воображение, пространственное мышление детей;

-способствовать развитию мелкой моторики.
Воспитательные:

-воспитывать уважительное отношение к трудовой деятельности
человека;

-развивать художественно-эстетический вкус и творческий подход к
выполнению заданий различной сложности;

-воспитывать коммуникативные навыки.
1.3 Учебный план
Количество часов

№
п\п

Раздел программы

1

всего

теория

практика

Вводное занятие

2

1

1

2

«История театра кукол»

8

5

3

3

«Сценическая речь»

10

3

7

4

«Секреты сценического
мастерства»

10

5

5

5

«Работа с куклой»

10

2

8

6

«Изготовление куклы»

10

2

8

7

«Постановка
кукольного спектакля»

16

2

14

8

Итоговое занятие

2

ИТОГО:

68

2
20

48

1.4 Содержание программы
1.Вводное занятие. (2ч.)
Знакомство с дополнительной образовательной программой кукольный театр
«Петрушка».
Цели и задачи 2-го года обучения. Правила поведения на занятиях. Инструктаж
по технике безопасности при работе на сцене, с ширмой и т.д.
2. История театра кукол. (6ч.)
Театр кукол в Древней Греции. Просмотр презентации на тему «История театра
кукол». Коллективный анализ просмотра. Беседа –рассуждение «Самые современные
куклы».
Италия – самая кукольная страна в Европе. Виды кукол. Перчаточная кукла –
история Пуличинеллы, Полишинеля, Панча, Петрушки и др. Викторина «В мире кукол».
Вифлеемский ящик – наследство поколения. Рождественский обычай. Выставка
рисунков «Моя любимая кукла».
Беседа: «Кукольный театр – одна из форм художественного воспитания». С.В.
Образцов «Государственный центральный театр кукол» - его значение в развитии театров
кукол России. Петербургский театр марионеток имени Евгения Деменни. Театральная игра
«Путешествие с театральным билетом».
3.Сценическая речь. (10ч.)
Понятие о звуковой культуре, дикции, артикуляции. Основы правильного
дыхания при произношении. Орфоэпические нормы. Упражнения со скороговорками,
чистоговорками. Упражнения на развитие дыхания «Шар», «Свечка», «Самолет» и др.
Упражнение на правильность произношения слов, звуков. Гласный звуковой ряд.
Упражнения на мелодичность голоса. Упражнения на установку дикции. Приобретение
навыка звучания голоса при любом положении тела, головы и т.п. Упражнения на
одновременную тренировку звучания и движения. Работа со стихотворными
произведениями. Артикуляционная гимнастика. Упражнения на правильное произношение
звуков.
Развитие умение строить диалоги между героями в придуманных предлагаемых
обстоятельствах. Игра – драматизация по сюжету стих. «Федорино горе» (К. Чуковский)
Игры-драматизации
с
куклами
на
тему
знакомых
сказок («Медвежонок
невежа» А. Барто.) Учить пользоваться интонациями,
произнося фразы грустно, радостно, сердито, удивленно.
4. Секреты сценического мастерства (10ч.)
Беседа: Жест – язык действия куклы». Работа за ширмой, индивидуальный подход
к образу. Отработка жестов за ширмой через действие героя. Физическое действие рук
кукловода сочетается с пластическим действием куклы.
Понятие «Образ». Создание сценического образа. Кукла – как эмоциональный
образ и его воздействие на зрителя. Создание образа средствами изобразительного
искусства (рисунки детей).
Понятие «Характер», «Физическое действие», «Ритм», «Артистичность куклы»,
«Импровизация». Упражнения и этюды с куклой на создание свободного
индивидуального образа «Угадай кто я», «Эмоциональное состояние героев». Беседа –
диалог «Творческие качества – актера- кукольника». Упражнения на развития навыков
общения со зрителем через куклу.

Развитие актерской смелости с помощью игровых заданий и упражнений с куклой.
Этюдный тренаж: развитие внимания, памяти, эмоций. Творческие задания на закрепление
знаний.
Перенос на сцену жизненных наблюдений (узнаваемость образа), точное
представление о том: что делаю? для чего делаю? как делаю?
Роль
индивидуальности
актёра
и
куклы.
Этюды
на
воспитание
качеств, необходимых для правдивого действия на сцене. Этюды на отработку походки,
жеста, оценки, общения. «Мастерская актера». Развитие умения детей самостоятельно
изготавливать атрибуты к кукольному спектаклю «Рукавичка». Воспитывать аккуратность
в работе с тканью, картоном. Развивать творчество и фантазию.
5. Работа с куклой. (10 ч.)
Просмотр кукольного спектакля «Колобок». Отработка выразительного чтения
слов каждого героя сказки, этюды с куклами на материале просмотренного.
Основные правила вождения куклы за ширмой. Работа над основным
положением перчаточной куклы. Игры, упражнения и этюды с куклами и ожившими
предметами.
Создание сценического пространства, умение
ориентироваться за ширмой, определять основное место. Работа кистью руки.
Работа над движением за ширмой. Упражнения в движении руки. Упражнения в передаче
характера героя в движении.
Изготовление пальчиковых кукол из перчаток, варежек. Сценки с изготовленными
куклами. Упражнения и этюды с куклами на простейшие виды общения без
слов. Развивающая игра “Мой персонаж”. Речевые особенности героя. Просмотр
кинофрагментов и анализ поступков героя. Упражнения “кукла идущая”, “кукла
плачущая”, “кукла смеющаяся” и др.
Просмотр кукольного спектакля «Снегурочка».
Анализ увиденного
(предлагаемые обстоятельства, характер героев, физическое и словесное действие кукол и
т.д.). Разыгрывание отдельных сцен за ширмой по материалам сказки. Воспитание чувства
коллективного творчества. Коллективное сочинительство (что было бы, если бы…). Игры
– драматизации с куклами на выдуманные истории.
Отработка кукловождения с предметами (взять, отдать, передать, бросить,
поймать и т.д.). Работа с куклой по принципу: «Тело актера - инструмент – кукла».
Упражнения за ширмой, отработка походки, остановка в движении. Упражнения с
воображаемыми предметами. Театральные игры на развитие пластики рук: «Тюльпан»,
«Осьминог», «Змеи», «Скульптор», «Бабочки». Упражнения на снятие мышечных зажимов
«Буратино и Пьеро», «Росток», «Ртутный шарик», «Пружина» и др.
Урок – фантазия «Кукольный домик», рассуждение о кукольных образах и места
действия. Рассказы собственного сочинения. Импровизации за ширмой с куклой на
выдуманные истории. Упражнения для отработки навыков разговора куклы. Диалог
героев. Характер и образ в передаче интонации.
Упражнения и этюды с куклой на решение актерских задач, учитывая конкретные
особенности персонажа (внешность куклы, ее устройство и возможности). Групповые
упражнения с куклой – этюды. Оценка происходящего через куклу.
Закрепление материала по пройденному разделу.
6. Изготовление куклы (10ч.)
Знакомство с технологией изготовления кукол и декораций из различных
материалов (вязанные куклы-перчатки, эстрадные куклы из поролона и т.д.). Просмотр
иллюстраций и видеоматериала. Изготовление кукол из поручного материала.

Развитие двигательной моторики пальцев рук. Практические индивидуальные
занятия.
Объяснение изготовления головы кукол способом «Папье – маше». Работа с
пластилином – эскиз головы будущего персонажа.
Оклейка заготовки, несколькими слоями бумаги, сушка.
Извлечение пластилина из заготовки, склейка формы головы. Индивидуальная
работа по разрисовки головы.
Завершение работы по изготовлению головы куклы способом «Папье – маше».
Изготовление парика. Замысел по изготовлению одежды для перчаточной куклы.
Раскройка и шитье одежды для перчаточной куклы. Изготовление патронки,
склеивание патронки и головы куклы.
Склейка головы и костюма. Завершение работы по изготовлению перчаточной
куклы.
7. Постановка кукольного спектакля (18ч.)
Выбор сказки для постановки. Беседа о прочитанном. - Понравились ли пьеса?
Кто из ее героев понравился? Хотелось бы сыграть ее? Определение времени и места
действия. Характеристика действующих лиц, их взаимоотношения.
Определение темы, идеи, сверхзадачи, конфликта. Распределение ролей. Читки по
ролям за столом.
Отработка чтения каждой роли: прочитать четко, ясно проговаривая все звуки в
словах, не глотать окончания, соблюдать правила дыхания; определить логические
ударения, паузы; постараться представить себя на месте персонажа, подумать, как надо
читать за “него” и почему именно так. Упражнения и игры с куклой на чувство
партнерства.
Заучивание слов (ударение, эмоциональная интонация, паузы, темп).
Обучение соединению действий кукол со словами пьесы.
Работа над ролью. Формирование навыка самостоятельной работы над
режиссерскими замечаниями, активно использовать полученные навыки над ролью.
Репетиция пьесы.
Заучивание текста наизусть, соединение действия куклы
со
словами своей роли. Работа за ширмой. Распределение сил внутри каждой сцены,
спектакля в целом.
Понятие «Выразительные средства». Поиск и обсуждение выразительных
средств по сюжету пьесы. Индивидуальная работа над ролью.
Поиски выразительных возможностей кукол в предлагаемых обстоятельствах
пьесы, этюды с куклами на материале пьесы. Развитие чувство партнёрства за ширмой.
Занятия сценическим движением кукол, определение мизансцен, пластичного и
речевого поведения героев сказки.
Взаимодействие на ширме всех героев пьесы, соединения действия куклы со
словами своей роли.
Мизансценирование по сюжету пьесы. Репетиции с музыкальным
сопровождением.
Изготовление эскиза афиши, декораций. Изготовление декоративных элементов.
Распределение технических обязанностей по спектаклю. Установка оформление,
декоративных деталей.
Работа с куклами (появление и исчезновение куклы, наклоны и жестикуляция,
обращение кукол к друг другу и к определенному объекту). Работа кукол с предметами.
Индивидуальная работа над характером роли. Отработка внутренней и внешней
характерности персонажей и их сценических задач.

Работа за ширмой с куклой, отработка согласованности слов и действий
кукловода. Раскрытие конфликта, индивидуальный подход к достижению цели.
Групповые и индивидуальные репетиции. Совершенствование умения
передавать образы героев пьесы через эмоциональное состояние героев.
Репетиции. Совершенствование умения детей создавать образы с помощью
жестов, мимики.
Репетиция всех эпизодов спектакля с использованием декораций, элементов
костюмов, музыкального сопровождения, света.
Групповые и индивидуальные репетиции. Обучение навыкам добиваться
выразительности действия кукол. Работа за ширмой с куклой, отработка согласованности
слов и действий кукловода по сюжету постановки.
Индивидуальные и групповые репетиции кукольного спектакля.
Проверка и изготовление недостающей бутафории к пьесе. Ремонт кукол и
изготовление деталей костюма куклы.
Репетиции. Отработка основного ритма движения кукол, танцевальных
движений куклы.
8. Итоговое занятие. (2ч.)
Творческий отчет – показ спектакля. Анализ показа.
Подведение
итогов.
Награждение лучших обучающихся.
1.5 Планируемые результаты
В результате освоения программы базового уровня у обучающихся будут
сформированы:
Личностные результаты:
- знать о правилах поведения на занятиях, во время игрового и творческого
процесса и соблюдать их;
- правильно взаимодействовать с партнерами по команде;
- выражать себя в различных видах творческой и игровой деятельности.
Метапредметные результаты:
- уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; - иметь
представление о красивой, правильной, четко звучащей речи как средстве полноценного
общения, использовать в собственной речи правильные речевые конструкции,
выразительность, чёткость произношения.
Предметные результаты:
- знать виды кукол, способы вождения кукол разных видов, особенности
сценической речи, изготовления кукол, декораций;
- уметь выступать перед зрителями;
- выражать себя в доступных видах творчества, игре и использовать накопленные
знания.

2. Комплекс организационно – педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Календарный учебный график определяет количество учебных недель и количество
учебных дней, даты начала и окончания учебных периодов/этапов (Приложение 1).
Год
обучения
2024-2025

Дата
Дата
Количество Количество Количество
начала
окончания
учебных
дней
часов
занятий
занятий
недель
02.09.2024 30.05.2025
34
170
68

Режим
занятий
1 раз
в неделю
(2 часа)

2.2 Условия реализации программы
Материально – технические условия реализации программы
Успешная реализация дополнительной общеразвивающей программы «Кукольный
театр «Петрушка»» возможна при наличии следующего материально - технического
обеспечения:
- актовый зал – 200 посадочных мест.
№

Наименование оборудования

Ед. измерения

Кол-во

1

Ширма

шт.

1

2

Музыкальный центр

шт.

1

3

Мультимедийный проектор

шт.

1

4

Компьютер

шт.

1

5

Наборы кукол «Русские сказки»

шт.

7

Кадровые условия реализации программы:
Реализацию программы в образовательной организации осуществляет педагог
дополнительного образования, имеющий среднее профессиональное или высшее
образование (в том числе по соответствующему направлению) и отвечающим
квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и
профессиональном стандарте педагога дополнительного образования детей и взрослых (ФЗ
№ 273, ст.46

2.3 Формы аттестации
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды
контроля:
 текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в
процессе занятий;
 промежуточный – праздники, соревнования, занятия-зачеты, конкурсы,
проводимые в образовательном учреждении;
 итоговый – открытые занятия, спектакли, фестивали. Мероприятия и праздники,
проводимые в коллективе, являются промежуточными этапами контроля за развитием
каждого ребенка, раскрытием его творческих и духовных устремлений. Творческие
задания, вытекающие из содержания занятия, дают возможность текущего контроля.
Открытые занятия по актерскому мастерству и сценической речи являются одной из форм
итогового контроля. Конечным результатом занятий за год, позволяющим контролировать
развитие способностей каждого ребенка, является спектакль или театральное
представление. Реализация программы, не только на занятиях, но и в выступлениях на
праздниках, позволит стимулировать способность обучающихся к образному и
свободному восприятию окружающего мира.
2.4 Оценочные материалы
Творческий отчет – показ спектакля. Анализ показа. Подведение итогов.

2.5 Список литературы
Нормативно – правовое обеспечение
Программа разработана в соответствии с правовыми нормативнымидокументами:
Федеральным законом от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской
Федерации»;
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
"Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания";
Концепцией развития дополнительного образования детей от 04.09.2014
№1726-р;
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018
№196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Письмом Министерства образования Российской Федерации от 18.11.2015
№09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от
11.12.2006 №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного
образования детей»;

Письмом министерства образования Сахалинской области от 03.07.2020 №
3.12-4374/20 «О направлении методических рекомендаций (вместе с Методическими
рекомендациями по проектированию и реализации дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ)»;
Уставом МБОУ СОШ с.Бошняково имени Дорошенкова П.И.
Список литературы для педагога
1.Агапова И.А. Школьный театр. Создание, организация, пьесы для постановок: 511 классы.- М.: ВАКО, 2020.-272С.
2.Горбина Е.В., Михайлова М.А. В театре нашем для вас поем и пляшем.
Музыкальные сказки – спектакли для дошкольников. – Ярославль: Академия развития:
Академия Холдинг, 2018. – 112 с .
3.Деммени Е. Призвание - кукольник. - Л.: Искусство, 2019.
4.Каранович А. Мои друзья - куклы. - М.: Искусство, 2017.
5.Королев М. Искусство театра кукол. - Л.: Искусство, 2019.
6.Караманенко Т., Караманенко Ю. Театр кукол - дошкольникам. - М:
Просвещение, 2019.
7.Кузнецова С.А. Уроки сказок: программы занятий по творческому развитию
детей. – Ростов н/Д: Феникс, 2019. – 282, серия «Здравствуй, школа!».
8.Кузнецова Т. Программа обучения детей Театр кукол. М.: репертуарнометодическая библиотечка « Я вхожу в мир искусств».№9(25) 2019.
9.Крутенкова А.Д. Кукольный театр: программа, рекомендации, мини – спектакли,
пьесы. 1-9 классы. Волгоград: Учитель, 2019.-200с.
10.Лоза.О. Актерский тренинг по системе Станиславского. Упражнения и этюды.М.: АСТ: М.: Полиграфиздат; СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2019. – 192 с.: ил.- (Золотой
фонд актерского мастерства.).
11.Новогрудский Л.С. В кукольном театре.- М.: Сов. Россия, 2020. – 96 с. – Б-чка
«В помощь худож. Самодеятельности»; № 6.
12.Образцов С. Моя профессия. - М.: Искусство, 2017.
13.Программы
общеобразовательных
учреждений
«Театр.1-11
классы»,
рекомендованной Главным управлением общего среднего образования Министерства
образования и науки РФ (М.: Просвещение, 2018).
15.Родари Дж. Грамматика фантазии. - М.: Прогресс,2018.
16.Сарабьян.Э.Актерский тренинг по системе Станиславского. Речь. Слова. Голос.
Максимальная достоверность и убедительность.- М.: АСТ, 2010. –160 с.
17.Смирнова Н. В театре кукол. - М.: Знание, 2010.
18.Сперанский Е. Актер театра кукол. - М.: ВТО, 2017.
19.Соломоник И. Традиционный театр кукол Востока. - М.: Наука, 2018.
20.Соловьева Н. Театр кукол. Пособие для кружков художественной
самодеятельности. – М.:ВТО,2017

Список литературы по проектной деятельности
1.Ахметзянова Э.Воспитание через организацию проектной деятельности.// Доп.
обр. и восп.№ 2018.№3, с.3..
2.Богатырева
И.В.Социализация
учащихся
средствами
основного
и
дополнительного
образования
с
использованием
проектной
деятельности.//
Внешкольник.2018. №4, с.34.

3.Социальное
проектирование
в
дополнительном
образовании
детей.
//Бюллетень.2018,№2, с.29.
4.Ващенко О.А. От конкурса к социально значимому проекту.// Доп. обр. и
восп.2019.№5, с.43.
5.Колташова Н.В. Использование проектных технологий в ДО.//Доп.обр. и
восп.2011.№12, с.18.
6.Полянская А.Я.Опыт осмысления реализация творческих социокультурных
проектов.// Доп. обр. и восп.2010.№11, с.26
7.Стрикачева Е.В.Проектная деятельность как средство личностного роста
учащихся.// Доп. обр. и восп.2011.№5, с.33.
8.Социальное
проектирование
в
дополнительном
образовании
детей.
//Бюллетень.2018,№2, с.29.
9.Сетевой проект «Новое образование: интеграция основного общего и
дополнительного образования».//Бюллетень.2008,№2, с 38.
Список литературы для учащихся
1.Алянский Ю. Л. Азбука театра: 50 маленьких рассказов о театре. – Л.: Дет.
лит.,2017. – 143 с.
2.Давыдова М.А., Агапова И.А. Мягкие игрушки своими руками: Рукоделие в
начальной школе. – М.: ТЦ Сфера, 2118.- 192с.(Серия «Вмести с детьми».)
3.История развития кукольного театра. Москва. Изд. – “Нева”. 2010 г.
4.Мирясова В.И. Играем в театр. Сценарии детских спектаклей о животных. –
М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2017. – 48 с.(Детские праздники и развлечения).
5.Образцов С. Всю жизнь я играю в куклы. - М.: Малыш, 2008.
6.Рахно М.О. Хусаинова Я.Ю. Домашний кукольный театр. – Ростов н /Д: Феникс,
2018. – 215,с.: (Мир вашего ребёнка).
7. Смирнова Н. ...И оживают куклы - М.; Дет. лит., 2018.
8. Смирнова К. Театр Сергея Образцова. - М.: Наука, 2019.
Электронные ресурсы
http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm
http://littlehuman.ru/393/
http://skorogovor.ru/интересное/Как-развивать-речь-с-помощью-скороговорок.php

Приложение 1
Календарно – тематическое планирование

№
п/п

1-2

№
занят.
по
разд.

1-2

3-4

1-2

5-6

3-4

Тематическое содержание
«Вводное занятие»
Знакомство с дополнительной образовательной
программой «Театр кукол». Цели и задачи 2 –го
года обучения. Практическое занятие.
Правила поведения на занятиях. Инструктаж по
технике безопасности при работе на сцене, с ширмой
и т.д.
«История театра кукол»
Театр кукол в Древней Греции. Просмотр
презентации на тему «История театра кукол».
Коллективный анализ просмотра. Беседа –
рассуждение «Самые современные куклы».
Италия – самая кукольная страна в Европе. Виды
кукол. Перчаточная кукла – история Пуличинеллы,
Полишинеля, Панча, Петрушки и др.
Практическое занятие. Викторина «В мире кукол».

7-8

5-6

Практические занятия. Вифлеемский ящик –
наследство поколения. Рождественский обычай.
Выставка рисунков «Моя любимая кукла».

9-10

7-8

Театральная игра «Путешествие с театральным
билетом».
«Сценическая речь»

11-12

1-2

13-14

3-4

15-16

5-6

Понятие о звуковой культуре, дикции, артикуляции.
Основы правильного дыхания при произношении.
Орфоэпические нормы. Практическое занятие.
Упражнения со скороговорками, чистоговорками.
Упражнения на развитие дыхания «Шар», «Свечка»,
«Самолет» и др.
Практические занятия. Упражнение на
правильность произношения слов, звуков. Гласный
звуковой ряд.
Упражнения на мелодичность голоса. Упражнения на
установку дикции.
Приобретение навыка звучания голоса при любом

Кол.
План Факт
час.
2

2

8
2

2

2

2
10

2

2

2

положении тела, головы и т.п. Практическое
занятие. Упражнения на одновременную тренировку
звучания и движения.
Развитие умение строить диалоги между героями в
придуманных предлагаемых обстоятельствах.
17-18 7-8
Практическое занятие. .Игра – драматизация по
сюжету стих. «Федорино горе» (К. Чуковский)
Практическое занятие. Игры-драматизации с
19-20 9-10 куклами на тему знакомых сказок («Медвежонок
невежа» А. Барто.)
«Секреты сценического мастерства»
Беседа: Жест – язык действия куклы».
Практическое занятие. Работа за ширмой,
индивидуальный подход к образу. Отработка жестов
21-22 1-2
за ширмой через действие героя. Физическое
действие рук кукловода сочетается с пластическим
действием куклы.
Понятие «Образ». Создание сценического образа.
Кукла – как эмоциональный образ и его воздействие
23-24 3-4 на зрителя.
Практическое занятие. Создание образа средствами
изобразительного искусства (рисунки детей).
Понятие «Характер», «Физическое действие»,
«Ритм», «Артистичность куклы», «Импровизация».
Практическое занятие. Упражнения и этюды с
25-26 5-6
куклой на создание свободного
индивидуального образа «Угадай кто я»,
«Эмоциональное состояние героев».
Беседа – диалог «Творческие качества – актеракукольника».
27-28 7-8
Практическое занятие. Упражнения на развития
навыков общения со зрителем через куклу.
Развитие актерской смелости с помощью игровых
заданий и упражнений с куклой. Практическое
29-30 9-10
занятие. Этюдный тренаж: развитие внимания,
памяти, эмоций.
«Работа с куклой»
Просмотр кукольного спектакля «Колобок».
Отработка выразительного чтения слов каждого
31-32 1-2
героя сказки, этюды с куклами на материале
просмотренного.
Практические занятия. Основные правила
вождения куклы за ширмой. Работа над основным
33-34 3-4
положением перчаточной куклы. Игры,
упражнения и этюды с куклами и ожившими

2

2
10

2

2

2

2

2
10
2

2

предметами.
Практические занятия .Создание сценического
пространства, умение
ориентироваться за ширмой, определять основное
35-36 5-6
место. Работа кистью руки. Работа над движением за
ширмой. Упражнения в движении руки. Упражнения
в передаче характера героя в движении.
Практические занятия. Изготовление пальчиковых
37-38 7-8 кукол из перчаток, варежек. Сценки с
изготовленными куклами.
Практические занятия. Упражнения и этюды с
39-40 9-10
куклами на простейшие виды общения без слов.
«Изготовление куклы»
Знакомство с технологией изготовления кукол и
декораций из различных материалов Практическое
41-42 1-2
занятие. Изготовление кукол из подручного
материала.
43-44

3-4

45-46

5-6

47-48

7-8

49-50 9-10

Изготовления головы кукол способом «Папье –
маше».
Практическое занятие. Работа с пластилином –
эскиз головы будущего персонажа.
Практические занятия. Оклейка заготовки,
несколькими слоями бумаги, сушка. Извлечение
пластилина из заготовки, склейка формы головы.
Практические занятия. Завершение работы по
изготовлению головы куклы способом «Папье –
маше». Изготовление парика. Замысел по
изготовлению одежды для перчаточной куклы.
Практические занятия. Раскройка и шитье одежды
для перчаточной куклы. Изготовление патронки,
склеивание патронки и головы куклы. Склейка
головы и костюма.
«Постановка кукольного спектакля»

51-52

1-2

53-54

3-4

Выбор сказки для постановки. Беседа о
прочитанном. . Характеристика действующих лиц, их
взаимоотношения.
Практическое занятие. Определение темы, идеи,
сверхзадачи, конфликта. Распределение ролей. Читки
по ролям за столом.
Практическое занятие. Отработка чтения каждой
роли: прочитать четко, ясно проговаривая все звуки в
словах, не глотать окончания, соблюдать правила
дыхания; определить логические ударения, паузы;

2

2
2
10
2

2

2

2

2

18

2

2

постараться представить себя на месте персонажа,
подумать, как надо читать за “него” и почему именно
так
Практическое занятие. Заучивание слов (ударение,
эмоциональная интонация, паузы, темп).
Обучение соединению действий кукол со словами
пьесы.
55-56 5-6
Практическое занятие. Работа над ролью.
Формирование навыка самостоятельной работы над
режиссерскими замечаниями, активно использовать
полученные навыки над ролью.
Практическое занятие. Репетиция пьесы.
Заучивание текста наизусть, соединение действия
куклы со словами своей роли.
57-58 7-8
Практическое занятие. Работа за ширмой.
Распределение сил внутри каждой сцены, спектакля
в целом.
Практическое занятие. Занятия сценическим
движением кукол, определение мизансцен,
пластичного и речевого поведения героев сказки.
59-60 9-10
Практическое занятие. Взаимодействие на ширме
всех героев пьесы, соединения действия куклы со
словами своей роли.
Практическое занятие. Мизансценирование по
сюжету пьесы. Репетиции с музыкальным
сопровождением.
61-62 11-12 Практическое занятие. Работа с куклами
(появление и исчезновение куклы, наклоны и
жестикуляция, обращение кукол к друг другу и к
определенному объекту.
Практическое занятие. Изготовление эскиза афиши,
декораций. Изготовление декоративных элементов.
63-64 13-14 Распределение технических обязанностей по
спектаклю. Установка оформление, декоративных
деталей.
Практическое занятие. Индивидуальная работа над
характером роли. Отработка внутренней и внешней
характерности персонажей и их сценических задач.
65-66 15-16 Практическое занятие. Работа за ширмой с куклой,
отработка согласованности слов и действий
кукловода. Раскрытие конфликта, индивидуальный
подход к достижению цели.
Итоговое занятие

2

2

2

2

2

2

2

Групповые и индивидуальные репетиции.
Совершенствование умения передавать образы
67-68 17-18 героев пьесы через эмоциональное состояние героев.
Творческий отчет – показ спектакля. Анализ
показа. Подведение итогов.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».