Утверждено
приказом МБОУ СОШ с. Бошняково
имени Дорошенкова П. И.
от 25.08.2023 № 325-ОД
(приложение к ООП ООО)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Основы начальной военной подготовки»
для 8 класса
уровень
основное общее образование
срок реализации: 1 год
Составлена: учителями ОБЖ.
Содержание
I. Содержание ...................................................................................................................... 3
Раздел I. Общественно-государственная подготовка (5 ч) ............................................... 3
Раздел 2. Общевоинские Уставы Вооруженных Сил Российской Федерации (2 ч) ........ 3
Раздел 3. Основы строевой подготовки (6 ч) .................................................................... 3
Раздел 4. Основы огневой подготовки (10 ч) .................................................................... 4
Раздел 5. Основы выживания (4 ч) .................................................................................... 5
Раздел 6. Основы военной топографии (2 ч) ..................................................................... 5
Раздел 7. Основы военно-медицинской подготовки (2 ч) ................................................ 6
Раздел 8. Основы радиационной, химической и биологической защиты (3 ч) ................ 6
II. Планируемые результаты освоения программы .......................................................... 8
Личностные результаты: ................................................................................................. 8
Метапредметные результаты .......................................................................................... 8
Предметные результаты .................................................................................................. 9
III. Тематическое планирование ...................................................................................... 11
2
I. Содержание
Раздел I. Общественно-государственная подготовка (5 ч)
Тема 1.1. Вооруженные Силы РФ – основа обороны России (1 ч)
Виды ВС РФ и рода войск (силы и средства флота). Эмблемы и нарукавные эмблемы.
Расположение знаков, нашивок, эмблем на полевой, повседневной и парадной форме одежды.
Сущность современного общевойскового боя, силы и средства основные принципы его
ведения. Основные виды боя.
Тема 1.2. История создания Армии России (2 ч)
История создания Армии России. Военные учебные заведения. Дни воинской славы России.
Праздники в честь Вооруженных Сил.
Тема 1.3. Ратные подвиги защитников Отечества (2 ч)
История военной школы России. Офицерский корпус Вооруженных Сил Российского
Государства и его роль в Вооруженных Силах. Традиции. Верность знамени. Зарождение
корпуса младших командиров. Подготовка младших командиров. Ратные подвиги
защитников Отечества.
Выдающиеся военные ученые и конструкторы России. Русские оружейники. Винтовка
Мосина. Стрелковое оружие. В.Ф. Токарев. ППШ и ППС – простота и надежность. Автомат
Калашникова. Пушечных дел мастера. Ракетный щит Родины. Конструкторы танков и
авиаконструкторы. Морская мощь России. Современное вооружение.
Раздел 2. Общевоинские Уставы Вооруженных СилРоссийской Федерации (2 ч)
Тема 2.1. Особенности военной службы. Воинская обязанность (1 ч)
Военная служба – особый вид государственной службы. Сущность и значение военной
присяги и боевого знамени воинской части. Основные понятия. Правовые основы воинской
обязанности. Воинский учет, его организация и предназначение. Обязательная и добровольная
подготовка граждан к военной службе. Призыв на военную службу. Тема 2.2. Устав
внутренней службы ВС РФ и Дисциплинарный устав ВС РФ (1 ч)
Воинские звания и знаки различия в ВС РФ. Единоначалие. Командиры (начальники,
старшие) и подчиненные (младшие). Приказ (приказание), поря- док его отдачи и выполнения.
Воинское приветствие. О воинской вежливости. Воинская дисциплина, её сущность и значение.
Обязанности военнослужащих по соблюдению воинской дисциплины. Виды ответственности
военнослужащих, виды поощрений и дисциплинарных взысканий.
Раздел 3. Основы строевой подготовки (6 ч)
Тема 3.1. Строевые приемы и движения без оружия (4 ч)
3
История парадов в мире и России. Знаменитые воинские парады.
Строи и их виды. Обязанности солдат перед построением и в строю. Предварительная и
исполнительные команды. Строевая стойка. Выполнение команд: «становись», «равняйсь»,
«смирно», «вольно», «разойдись», «заправиться», «отставить», «головные уборы – снять
(надеть)», «по порядку (на первый-второй) рассчитайсь». Движение строевым и походным
шагом. Выполнение команд на изменение скорости и темпа движения. Повороты на месте и в
движении. Отдание воинского приветствия на месте и в движении, в головном уборе и без него.
Выход из строя. Подход к начальнику и возвращение в строй. Движение в составе отделения,
взвода строевым и походным шагом.
Повороты в движении в составе отделения. Перестроение из колонны подва в колонну по три
в движении. Размыкание и смыкание строя. Выполнение команды в одношереножном и
двухшереножном строю. Перестроение из одношереножного строя в двухшереножный,
трехшереножный и обратно.
Тема 3.2. Строевые приемы знаменной группы (2 ч)
Ритуалы обращения с Государственным флагом Российской Федерации. Подразделения
Почетного караула. Подъем и спуск флага на флагштоке. Знаменная группа и знаменный
взвод. Порядок обращения со знаменем. Вынос знамени. Прохождение со знаменем
торжественным маршем. Повороты со
знаменем.
Смена
караула
у
знамени.
Выполнение
команд
«Смирно»,
«Вольно», «Знамя склонить». Представление знамени.
Раздел 4. Основы огневой подготовки (10 ч)
Тема 4.1. Требования безопасности при проведении занятий по огневой подготовке и
обращении с оружием и боеприпасами (1 ч)
Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами, при проведении стрельб из
пневматического оружия; правила поведения в тире.
Тема 4.2. Основы и правила стрельбы, материальная часть пневматической винтовки (1 ч)
Полет пули в воздухе. Образование траектории. Пробивное (убойное) действие пули.
Рассевание. Подбор пуль для пневматической винтовки. Назначение и боевые свойства
пневматической
винтовки.
Принципы
работы
механизмов
пневматического
оружия.
Устранение основных неисправностей.
Тема 4.3. Автомат АК-74 и его модификации (3 ч)
Автомат Калашникова во всех его модификациях. История создания. Се рия автоматов АК100, АК-2000. Модификации, история создания.
Последовательность неполной сборки и разборки автомата. Назначение и общее устройство
4
основных частей и механизмов. Подготовка АК к стрельбе.
Возможные задержки и неисправности при стрельбе и способы их устранения. Снаряжение
магазина патронами и заряжание автомата.
Тема 4.4. Техника стрельбы из пневматической винтовки (3 ч)
Подготовка винтовки к стрельбе и стрельба из пневматической винтовки. Подготовка
упора для стрельбы сидя. Виды изготовок для стрельбы из винтовки лежа, сидя, стоя.
Выполнение стрельб из пневматической винтовки.
Тема 4.5. Материальная часть и технические характеристики ручных гранат (2 ч)
Назначение и боевые свойства ручных наступательных и оборонительных гранат.
Устройство гранат и запалов к ним, подготовка гранат к броску. Меры безопасности при
обращении с ручными гранатами. Метание гранат (наточность, на дальность).
Раздел 5. Основы выживания (4 ч)
Тема 5.1. Выживание в экстремальных условиях (1 ч)
Особенности климатогеографических и гелиофизических факторов в Сахалинской области.
Передвижение, укрытие в районах с холодным климатом. Вода, пища, костер.
Тема 5.2. Варианты простейших укрытий (1 ч)
Варианты укрытий и их особенности. Типы сооружений, которые можно создавать для
временного пребывания зимой и летом, способы постройки простейших укрытий и природные
заготовки «строительного материала». Основыинженерных решений.
Тема 5.3. Самоспасение (2 ч)
Способы добывания, фильтрации и обеззараживания воды. Виды костров, подготовка и
разведение. Носимый аварийный запас (НАЗ): примерный набор, варианты.
Психологическая устойчивость в экстремальных ситуациях и способы быстрой адаптации к
условиям враждебной среды. Преодоление страха как основное условие способности к
адекватному действию. Факторы, усложняющие положение человека в экстремальной
ситуации. Способы минимизации их вредного воздействия. Основные факторы, повышающие
шансы на выживание человека в критических ситуациях: готовность к действию в чрезвычайных условиях, воля к жизни, знание основ самоспасения, навыки практического выживания,
наличие аварийных наборов и комплектов, физическая под- готовка, правильная организация
спасения.
Раздел 6. Основы военной топографии (2 ч)
Тема 6.1. Предмет и задачи военной топографии (1 ч)
Местность и ее значение в бою. Тактические свойства местности, основные ее
разновидности и влияние на боевые действия войск. Понятие о топографической карте.
Масштаб карты. Географическая система координат. Чтение топографических карт.
5
Определение расстояний и рельефа местности по карте. Движение по азимутам.
Тема 6.2. Ориентирование на местности без карты (1 ч)
Сущность ориентирования, способы и порядок ориентирования на мест-ности. Определение
направлений на стороны горизонта по компасу, небесным светилам, признакам местных
предметов. Определение своего местоположения относительно окружающих местных
предметов. Выбор и использование ориентиров.
Раздел 7. Основы военно-медицинской подготовки (2 ч)
Тема 7.1. Правила оказания первой доврачебной помощи при ранениях (1 ч)Раневой процесс и
его влияние на способы оказания первой помощи. Отёк, его развитие и значение отёка,
возможные осложнения. Понятия асептики и антисептики. Правила обработки ран. Виды
кровотечений. Использование табельных и подручных средств для остановки кровотечения.
Тема 7.2. Индивидуальные и коллективные медицинские средства за- щиты и оказания
помощи (1 ч)
Аптечка индивидуальная, аптечка войсковая, пакет перевязочный индивидуальный, пакет
противохимический индивидуальный. Состав, предназначение.
Раздел 8. Основы радиационной, химическойи биологической защиты (3 ч)
Тема 8.1. Цель, задачи и мероприятия радиационной, химической и биологической защиты.
Средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожных покровов (1 ч)
Предназначение,
основные
задачи
и
мероприятия
радиационной,
химической
и
биологической защиты (РХБЗ). Средства защиты органов дыхания:
фильтрующий противогаз (назначение, устройство, защитные свойства; подгонка, сборка и
укладка; порядок пользования, хранение), назначение, устройство, подгонка и порядок
применения респиратора. Средства защиты кожных покровов человека: общевойсковой
защитный комплект, его назначение, состав, защитные свойства; подгонка защитных чулок и
плаща; порядок пользования; укладка и переноска.
Тема 8.2. Оружие массового поражения (1 ч)
Ядерное оружие. Понятие о нем и его боевых свойствах. Виды ядерных взрывов и их
отличия по внешним признакам. Краткая характеристика поражающих факторов ядерного
взрыва и их воздействие на организм человека, боевую технику и сооружения. Химическое
оружие и воздействие на организм человека отравляющих веществ нервнопаралитического,
кожно-нарывного, общеядовитого, удушающего, психохимического и раздражающего
действия.Биологическое оружие.
Тема 8.3. Средства индивидуальной и коллективной защиты личного со-става (1 ч)
6
Правила пользования противогазом, респиратором и средствами защиты органов дыхания от
окиси углерода. Выполнение норматива по РХБЗ (Н- РХБЗ-4).
7
II. Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
-готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к
учению и познанию;
-социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской,
гражданской идентичности; патриотизм, уважение к своемународу, чувство ответственности
перед
Родиной,
гордости
за
свой
край,
свою Родину,
прошлое
и
настоящее
многонационального народа России, уважение государственных символов;
-готовность к служению Отечеству, его защите.
Метапредметные результаты:
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
-базовые логические действия:
-выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
-с учетом предложенной задачи выявлять закономерности
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
и
противоречия
в
-выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной
задачи;
-выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
-делать
выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений,
умозаключений по аналогии.
-базовые исследовательские действия:
-формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
-самостоятельно формулировать обобщения и выводы.
-работа с информацией:
-применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации
или данных из источников с учетом предложенной учеб- ной задачи и заданных критериев;
-выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных
видов и форм представления;
-эффективно запоминать и систематизировать информацию. составлять план действий
(план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный
алгоритм с учетом получения новыхзнаний об изучаемом объекте;
-делать выбор и брать ответственность за решение.
-самоконтроль:
-владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку
8
ситуации и предлагать план ее изменения;
-учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении
учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
-оценивать соответствие результата цели и условиям.
Предметные результаты
По общественно-государственной подготовке:
-знать назначение и организационную структуру ВС РФ, виды ВС РФ и рода войск (силы и
средства флота); сущность и значение военной присяги, государственного флага и боевого
знамени воинской части;
-знать дни воинской славы России, значение государственных наград; сущность и
особенности воинского коллектива; основные качества защитникаРодины.
По Уставам Вооруженных Сил Российской Федерации:
-знать общие обязанности военнослужащих, обязанности солдата; воинские звания и знаки
различия; порядок выполнения воинского приветствия, правила воинской вежливости и
поведения.
По основам выживания:
-знать, как правильно действовать при воздействии неблагоприятных факторов внешней
среды.
По военной топографии:
-определять стороны горизонта по компасу, небесным светилам и при- знакам местных
предметов; работать с картой на местности (определять расстояния, направления, свое
местоположение и положения обнаруженных целей).
По военно-медицинской подготовке:
-применять штатные средства оказания первой доврачебной помощи; останавливать
артериальные кровотечения при помощи жгута и других подручных средств; накладывать
повязки при различных видах ранений.
По основам радиационной, химической и биологической защиты:
-знать основные поражающие факторы ядерного, химического и биологического оружия;
назначение, устройство и правила пользования средствами индивидуальной и коллективной
защиты;
-осуществлять подбор лицевой части противогаза, осуществлять проверку его исправности;
правильно надевать, снимать, укладывать и переносить средства индивидуальной защиты
(противогаз и общевойсковой защитный костюм ОЗК).
По строевой подготовке:
-знать элементы строя и обязанности солдата перед построением и в строю, порядок
9
выполнения строевых приемов;
-выполнять одиночные строевые приемы без оружия и с оружием, слаженно действовать в
составе подразделения.
По огневой подготовке:
-знать меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами, при проведении
стрельб из пневматического оружия; правила поведения в тире, на стрельбище и полигоне;
-знать назначение и боевые свойства автомата Калашникова; назначение и устройство
частей и механизмов автомата, боеприпасы к стрелковому оружию; порядок осмотра и
подготовки автомата и патронов к стрельбе;
-знать назначение и боевые свойства ручных гранат; меры безопасности при обращении с
ручными гранатами; уметь быстро и правильно изготавливаться к стрельбе из различных
положений, заряжать оружие, осуществлять производство стрельбы, разряжать и
осматривать оружие после стрельбы;
-снаряжать магазин патронами; осуществлять неполную разборку и сборку автомата
Калашникова;
-выполнять упражнения учебных стрельб;
-точно метать ручные гранаты из различных положений.
10
III. Тематическое планирование
№
п/п
1
1.1.
1.2.
1.3.
2
2.1.
2.2.
3
3.1.
3.2.
4
4.1.
4.2.
4.3.
4.4.
4.5.
5
5.1.
5.2.
5.3.
6
6.1.
6.2.
7
7.1.
7.2.
8
8.1.
8.2.
8.3.
Общее
кол-во
часов
Названия разделов и тем
Раздел 1. Общественно-государственная подготовка
Тема 1.1. Вооруженные Силы РФ – основа обороны России
Тема 1.2. История создания Армии России.
Тема 1.3. Ратные подвиги защитников Отечества
Раздел 2. Общевоинские Уставы
Вооруженных Сил Российской Федерации
Тема 2.1. Особенности военной службы. Воинская обязанность.
Тема 2.2. Устав внутренней службы ВС РФ и Дисциплинарный устав
ВС РФ
Раздел 3. Основы строевой подготовки
Тема 3.1. Строевые приемы и движение без оружия
Тема 3.2. Строевые приемы знаменной группы
Раздел 4. Основы огневой подготовки
Тема 4.1. Требования безопасности при проведении занятий по огневой подготовке и обращении с оружием и боеприпасами
Тема 4.2. Основы и правила стрельбы, материальная часть пневматической винтовки
Тема 4.3. Автомат АК-74 и его модификации
Тема 4.4. Техника стрельбы из пневматической винтовки
Тема 4.5. Материальная часть и технические характеристики ручных
гранат
Раздел 5. Основы выживания
Тема 5.1. Выживание в экстремальных условиях
Тема 5.2. Варианты простейших укрытий
Тема 5.3. Самоспасение
Раздел 6. Основы военной топографии
Тема 6.1. Предмет и задачи военной топографии
Тема 6.2. Ориентирование на местности без карты
Раздел 7. Основы военно-медицинской подготовки
Тема 7.1. Правила оказания первой доврачебной помощи при ранениях
Тема 7.2. Индивидуальные и коллективные медицинские средства защиты и оказания помощи
Раздел 8. Основы радиационной,
химической и биологической защиты
Тема 8.1. Цель, задачи и мероприятия радиационной, химической и
биологической защиты. Средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожных покровов
Тема 8.2. Оружие массового поражения
Тема 8.3. Средства индивидуальной и коллективной защиты личного
состава
Итого
11
Из них
5
1
2
2
теория
3
1
1
1
2
2
1
1
1
1
6
4
2
10
1
1
1
1
1
1
3
3
1
2
3
2
1
1
4
1
1
2
2
1
1
2
1
2
1
2
4
1
1
1
1
1
1
1
1
5
3
2
6
тест
тест
1
1
1
1
1
1
3
2
1
1
1
1
1
34
прак
тика
2
Форма
контроля
1
1
16
18
тест
12