Утверждено
приказом МБОУ СОШ с. Бошняково
имени Дорошенкова П. И.
от 25.08.2023 № 325-ОД
(Приложение к АООП ООО
УО (ИН)) от 06.02.2023 № 44-ОД)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Основы социальной жизни»
для учащихся , обучающихся по АООП С УО (ИН) 7- 9 классы
вариант 1
Срок реализации: 3 года
Составлена: учителями истории и обществознания
Содержание
I.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ........................................................................................................................... 3
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ................................................................... 9
Личностные результаты: ........................................................................................................................ 9
Предметные результаты: ........................................................................................................................ 9
Метапредметными результаты: ...........................................................................................................11
III.Тематическое планирование ...............................................................................................................12
7 класс ....................................................................................................................................................12
8 класс ....................................................................................................................................................13
9 класс ....................................................................................................................................................13
2
I.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Содержание предмета «Основы социальной жизни», 7 класс
Введение
Беседа о цели, содержании и значении предмета «Основы социальной
жизни» и «Социально-бытовая ориентировка». Особенности уроков СБО.
Знакомство с кабинетом, правила поведения в нем. Соблюдение правил
техники безопасности в кабинете.
Соблюдение санитарно-гигиенических требований на занятиях.
Личная гигиена
Личная гигиена в течение дня. Гигиена зрения и слуха. Гигиена чтения. Как
смотреть телевизор. Уход за кожей рук и ногтями. Уход за кожей ног и
ногтями. Закаливание организма, способы и правила. Вред курения и алкоголя.
Практические работы: Выполнение утреннего туалета: мытье рук, лица, шеи,
ушей, чистка зубов, причесывание волос. Выполнение вечернего туалета.
Чистка ушей.
Культура поведения
Осанка при ходьбе, в положении сидя и стоя. Разговор со старшими и
сверстниками(формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и
расставании, с просьбой, вопросом). Правила поведения за столом. Правила
поведения в общественных местах, при посещении массовых мероприятий.
Семья
Состав семьи обучающихся: имена, отчества, возраст, место работы членов
семьи.
Родственные отношения (мать, отец, брат, бабушка и т. д.) Личные
взаимоотношения в семье. Права и обязанности каждого члена семьи.
Одежда и обувь
Виды одежды и головных уборов, их назначение. Повседневный уход за
одеждой, хранение. Виды обуви, их назначение. Повседневный уход за обувью.
Подготовка к сезонному хранению.
Практическая работа: Чистка и сушка повседневной одежды, верхней
одежды, обуви.
Жилище
Виды жилых помещений в городе и селе. Виды отопления. Почтовый адрес
дома. Виды помещений в жилых домах. Организация рабочего места
школьника. Гигиенические требования к жилому помещению и меры по их
обеспечению. Повседневная уборка квартиры (сухая и влажная). Уход за полом.
Средства по уходу за полом. Пылесос.
Комнатные растения (их назначение, допустимое количество и уход).
Практическая работа: Заполнение почтового адреса на открытках.
3
Транспорт
Основные транспортные средства. Наземный городской транспорт. Правила
пользования городским транспортом. Проезд (маршрут, виды транспорта).
Поведение в транспорте, поведение на улице. Правила дорожного движения.
Знаки дорожного движения.
Практическая работа: Изготовление знаков дорожного движения.
Торговля
Продовольственные и промтоварные специализированные магазины. Их
назначение. Виды отделов в продовольственных магазинах. Порядок
приобретения товаров. Срок годности товаров. Упаковка.
Экскурсия в продовольственный магазин.
Питание
Продукты питания (хлеб, мясо, овощи, фрукты и т. д.). Значение
разнообразия продуктов питания для здоровья человека. Гигиена
приготовления пищи. Хранение продуктов и готовой пищи. Определение срока
годности. Место и условия приготовления пищи.
Кухонные принадлежности и приборы, посуда. Правила пользования и ухода
за ними.
Химические средства для ухода за посудой. Приготовление завтрака.
Простые и комбинированные, горячие и холодные бутерброды. Заваривание
чая. Сервировка стола к завтраку.
Практические работы: Приготовление бутербродов, заваривание чая,
сервировка стола к завтраку. Чистка и мытье кухонных принадлежностей и
посуды.
Проверочные тестовые работы
Проверка знаний и умений обучающихся методом тестирования в конце
каждой четверти.
Содержание курса «Социально-бытовая ориентировка», 8-9 классы
Вводное занятие.
Тематика. Беседа о цели, содержании и значении предмета «Социальнобытовая ориентировка». Особенности уроков СБО. Знакомство с кабинетом,
правила поведения в нем. Соблюдение правил техники безопасности в
кабинете. Соблюдение санитарно-гигиенических требований на занятиях.
Личная гигиена
Тематика. Здоровый образ жизни — одно из условий успеха в жизни
человека.
Губительное влияние наркотиков и токсических веществ.
4
Значение физических упражнений: в здоровом теле — здоровый дух. Уход за
кожей лица. Косметические дезинфицирующие средства (профилактика
появления прыщей). Гигиена одежды, нательного и постельного белья.
Практическая работа: Упражнения в протирании кожи лица лосьоном,
нанесении крема.
Одежда
Тематика. Ремонт разорванных мест одежды, штопка. Стирка
хлопчатобумажного белья вручную и с помощью стиральной машины. Стирка
изделий из шерстяных и синтетических тканей в домашних условиях. Утюжка
белья, брюк, спортивной одежды. Утюжка блузок, рубашек, платьев.
Прачечная. Правила пользования (метки, заполнение бланков). Виды услуг.
Прачечная самообслуживания. «Химчистка». Виды услуг. Правила
пользования.
Стиль в одежде. Варианты обновления в одежде.
Практические работы: Ремонт разорванных мест одежды, штопка, утюжка.
Стирка мелких предметов из белой хлопчатобумажной ткани вручную и с
помощью стиральной машины.
Стирка и утюжка изделий из шерстяных и синтетических тканей.
Семья
Тематика. Основы семейных отношений. Традиции, досуг. Организация
отдыха.
Распределение хозяйственно-бытовых обязанностей между членами семьи.
Семейные ситуации. Ролевая игра «А у нас в семье». Помощь родителям и
воспитателям в уходе за младшими детьми.
Практические работы: Разучивание тихих и подвижных игр. Проведение игр
с детьми младшего возраста.
Культура поведения
Тематика. Правила поведения в гостях. Сюжетно-ролевая игра «Вы пришли в
гости».
Выбор подарка. Правила вручения и прием подарка. Сюжетно-ролевая игра
«Я иду на день рождения», «У меня сегодня день рождения». Культура
общения юноши и девушки.
Внешний вид молодых людей. Игра «Леди и Джентльмены». Сюжетноролевая игра «Правила общежития».
Практическая работа: Изготовление несложных сувениров.
Жилище
Тематика. Регулярная и сезонная уборка жилого помещения. Подготовка
квартиры к зиме, лету. Санитарная обработка помещения в случае
необходимости. Уход за мебелью в зависимости от ее покрытия (мягкая обивка,
5
полировка, лак и др.). Способы и периодичность ухода за окнами. Виды
моющих средств. Способы утепления окон. Уборка кухни. Моющие средства.
Техника безопасности работы с ними. Уборка санузла. Моющие средства.
Техника безопасности работы с ними. Животные в доме (собака, кошка,
попугай).
Практическая работа: Уборка помещения, чистка мягкой мебели, мытье
зеркал.
Торговля
Тематика. Виды, отделы магазинов, их назначение. Выбор товара. Стоимость
некоторых товаров. Порядок приобретения товаров. Хранение чека. Отделы,
распродажа товаров по сниженным ценам. Рынки. Виды рынков. Отличие
рынков от магазинов.
Экскурсия: Экскурсия в промтоварный и продуктовый магазины.
Средства связи
Тематика. Основные средства связи (почта, телефон). Виды почтовых
отправлений (письма, бандероли, посылки, денежные переводы, телеграммы).
Виды писем (закрытые, открытые, простые, заказные). Порядок отправки писем
различных видов. Написание адреса и индекса на конвертах. Телефон.
Таксофон. Правила пользования. Культура разговора по телефону. Сюжетноролевая игра «Телефон». Виды бандеролей (простые,ценные, заказные).
Порядок их отправления. Упаковка. Стоимость пересылки. Виды денежных
переводов. Стоимость, отправление денежных переводов.
Практическая работа: Написание адреса и индекса на конвертах. Заполнение
бланков на отправку бандеролей. Упаковка бандеролей. Заполнение бланков на
отправление денежных переводов, посылок
Экскурсия: Экскурсия в почтовое отделение.
Медицинская помощь
Тематика. Медицинские учреждения: поликлиники, аптеки, диспансеры,
больницы. Их назначение. Работники медицинских учреждений (врачи,
медицинские сестры, младший медицинский персонал, регистраторы,
работники аптеки). Виды медицинской помощи: доврачебная, «скорая
помощь», помощь на дому, амбулаторный прием, госпитализация.
Вызов «скорой помощи» и врача на дом. Использование различных видов
медицинской помощи. Домашняя аптечка. Термометр. Виды доврачебной
помощи. Первая помощь при травмах, ранах, микротравмах, ушибах, вывихах,
переломах. Меры по предупреждению травм. Первая помощь при несчастном
случае (ожог, обмораживание, солнечный удар).
Сюжетно-ролевая игра «Оказание помощи».
Лекарственные растения.
6
Приготовление отваров, настоек.
Экскурсия: Экскурсия в участковую больницу, в аптеку.
Практические работы: Упражнения в наложении повязок на рану,
поврежденную конечность. Заваривание травяного настоя.
Питание
Тематика. Виды питания. Продукты питания, их пищевая ценность. Значение
первых, вторых блюд. Третьи блюда. Использование механических и
электробытовых приборов для экономии времени при приготовлении пищи.
Правила безопасности. Санитарно- гигиенические требования и безопасность
работы на кухне при приготовлении пищи.
Приготовление пищи: обед. Закуски, первые и вторые блюда из овощей,
рыбных и мясных продуктов. Третьи блюда. Приготовление изделий из теста.
Национальные блюда. Составление меню и сервировка стола к обеду.
Практическая работа: Знакомство с инструкциями и правилами пользования
электробытовыми и механическими приборами. Работа с рецептами.
Упражнения в составлении меню.
Транспорт
Тематика. Авиатранспорт. Аэровокзал. Маршруты. Правила и порядок
приобретения
билетов.
Регистрация
рейсов.
Стоимость
проезда.
Междугородный железнодорожный транспорт. Виды пассажирских вагонов.
Вокзал и его службы. Расписание поездов.
Приобретение ж/д билетов. Знакомство с правилами пользования ж/д
транспортом.
Междугородный автотранспорт. Автовокзал. Правила проезда. Порядок
приобретения билетов. Водный транспорт. Пристань. Порт. Правила
безопасной поездки.
Учреждения, организации, предприятия
Тематика. Дошкольные и школьные учреждения (детские ясли, детсад,
школа), полиция, гимназия, лицей, колледж и их назначение. Промышленные и
сельскохозяйственные предприятия данной местности, их значение для
жителей села. Продукция. Департамент, муниципалитет, префектура, полиция
,их назначение.
Предприятия бытового обслуживания. Виды оказываемых услуг. Профессии
работников предприятия.
Практическая работа. Культура общения с работниками учреждений,
организаций.
Экономика домашнего хозяйства
Тематика. Деньги (монета, купюра, валюта). Их назначение и значение в
нашей жизни.
7
Бюджет семьи. Виды доходов и расходов. Финансовая документация семьи.
Основные статьи расходов (питание, содержание жилища, одежда и обувь,
культурные потребности, помощь родственникам). Планирование расходов на
день, две недели с учетом бюджета и состава семьи. Содержание жилища:
оплата жилой площади и коммунальных услуг.
Льготы. Крупные покупки (одежда, мебель, обувь и др.). Мелкие расходы.
Практические работы: Определение суммы доходов семьи, планирование
расходов на день, две недели (на конкретных примерах).
Экскурсия: Экскурсия в Жилсервис, ЖКХ.
Трудоустройство, поступление в учебное заведение
Тематика. Выбор профессии. Профессионально жизненная перспектива.
Учреждения и отделы по трудоустройству. Биржа труда. Условия поступления.
Оформление на работу.
Документы, необходимые для поступления на работу, их оформление.
Поступление в учебные заведения. Документы, необходимые для поступления
в учебное заведение.
Деловые бумаги (заявление, анкета, расписка), правила их составления.
Практическая работа: Составление деловых бумаг. Определение качеств
личности необходимых для выбранной профессии.
Экскурсия: Экскурсия в Центр занятости.
8
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные результаты:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за
свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других
3) сформированность адекватных представлений о собственных
возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении; начальными навыками адаптации в
динамично изменяющемся развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в
повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление
социально значимых
мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в
разных
социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности,
эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к
чувствам других
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
представления о разных группах продуктов питания; знание отдельных
видов продуктов питания, относящихся к различным группам; понимание их
значения для здорового образа жизни человека;
приготовление несложных видов блюд под руководством учителя;
9
представления о санитарно-гигиенических требованиях к процессу
приготовления пищи;
соблюдение требований техники безопасности при приготовлении пищи;
знание отдельных видов одежды и обуви, некоторых правил ухода за ними;
соблюдение усвоенных правил в повседневной жизни;
знание правил личной гигиены и их выполнение под руководством
знание названий предприятий бытового обслуживания и назначения;
решение типовых практических задач под руководством педагога посредством
обращения в предприятия бытового обслуживания;
знание названий торговых организаций, их видов и назначения;
совершение покупок различных товаров под руководством взрослого;
первоначальные представления о статьях семейного бюджета;
представления о различных видах средств связи;
знание и соблюдение правил поведения в общественных местах(магазинах,
транспорте, музеях, медицинских учреждениях);
знание названий организаций социальной направленности и их
Достаточный уровень:
знание способов хранения и переработки продуктов питания;
составление ежедневного меню из предложенных продуктов питания;
самостоятельное приготовление несложных знакомых блюд;
самостоятельное совершение покупок товаров назначения;
соблюдение правил личной гигиены по уходу за полостью рта, волосами,
кожей рук и т.д.;
соблюдение правила поведения в доме и общественных местах;
представления о морально-этических нормах поведения;
некоторые навыки ведения домашнего хозяйства (уборка дома, стиркабелья,
мытье посуды и т. п.);
навыки обращения в различные медицинские учреждения (под руководством
взрослого);
пользование различными средствами связи для решения практических
житейских задач;
знание основных статей семейного бюджета; коллективный расчетрасходов и
доходов семейного бюджета;
составление различных видов деловых бумаг под руководством
учителя с целью обращения в различные организации социального
назначения.
10
Метапредметными результаты:
- в результате выполнения под руководством учителя коллективных и
групповых работ, закладываются основы таких социально ценных личностных
и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и
ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность,
потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда,
культурному наследию.
- владение начальными формами познавательных универсальных учебных
действий — исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения,
анализа, классификации, первоначального опыта организации самостоятельной
деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных
учебных действий: целеполагания и планирования предстоящего практического
действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности,
осуществления контроля и коррекции результатов действий; научатся искать,
отбирать, преобразовывать необходимую печатную
и электронную
информацию.
11
III.Тематическое планирование
7 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Наименование раздела
Личная гигиена
Культура поведения
Семья
Одежда и обувь
Жилище
Медицина
Транспорт
Торговля
Средства связи
Питание
Предприятия, организации,
учреждения
Обобщающий урок
Контрольное тестирование
Кол-во
часов
2
7
5
7
6
10
3
4
3
12
3
4
2
68
Итого
12
Электронный ресурс
http:/schoolcollection.edu.ru
http:/schoolcollection.edu.ru
http:/schoolcollection.edu.ru
http:/schoolcollection.edu.ru
http:/schoolcollection.edu.ru
http:/schoolcollection.edu.ru
http:/schoolcollection.edu.ru
http:/schoolcollection.edu.ru
http:/schoolcollection.edu.ru
http:/schoolcollection.edu.ru
http:/schoolcollection.edu.ru
http:/schoolcollection.edu.ru
http:/schoolcollection.edu.ru
8 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Итого:
Наименование раздела
Личная гигиена
Охрана здоровья
Жилище
Одежда и обувь
Питание
Транспорт
Средства связи
Предприятия, организации,
учреждения
Семья
Обобщающий урок
Контрольное тестирование
Кол-во
часов
8
7
13
11
8
7
7
2
2
2
1
68
13
Электронный ресурс
http:/schoolcollection.edu.ru
http:/schoolcollection.edu.ru
http:/schoolcollection.edu.ru
http:/schoolcollection.edu.ru
http:/schoolcollection.edu.ru
http:/schoolcollection.edu.ru
http:/schoolcollection.edu.ru
http:/schoolcollection.edu.ru
http:/schoolcollection.edu.ru
http:/schoolcollection.edu.ru
http:/schoolcollection.edu.ru
9 класс
№
п/
п
1
2
3
4
5
6
7
8
Наименование раздела
Кол-во
часов
Личная гигиена
Охрана здоровья
Жилище
Одежда и обувь
Питание
Транспорт
Средства связи
Предприятия, организации,
учреждения
9 Семья
10 Обобщающий урок
11 Контрольное тестирование
Итого:
14
Электронный ресурс
8
7
13
11
8
7
7
2
http:/schoolcollection.edu.ru
http:/schoolcollection.edu.ru
http:/schoolcollection.edu.ru
http:/schoolcollection.edu.ru
http:/schoolcollection.edu.ru
http:/schoolcollection.edu.ru
http:/schoolcollection.edu.ru
http:/schoolcollection.edu.ru
2
2
1
68
http:/schoolcollection.edu.ru
http:/schoolcollection.edu.ru
http:/schoolcollection.edu.ru
15