Рабочая программа учебного предмета ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА 7-9

Утверждено
приказом МБОУ СОШ с. Бошняково
имени Дорошенкова П. И.
от 25.08.2023 № 325-ОД
(Приложение к АООП ООО
УО (ИН)) от 06.02.2023 № 44-ОД)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«История Отечества»
для учащихся , обучающихся по АООП С УО (ИН) 7- 9 классы
вариант 1
Срок реализации: 3 года

Составлена: учителями истории и обществознания.

Содержание
I.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ........................................................................... 3
7 КЛАСС ................................................................................................................................ 3
8 КЛАСС ................................................................................................................................ 4
9 КЛАСС ................................................................................................................................ 6
II. Планируемые результаты ................................................................................................... 9
Предметные результаты : ......................................................................................................... 9
III.Тематическое планирование ............................................................................................. 12
7 класс................................................................................................................................... 12
8 класс................................................................................................................................... 13
9класс.................................................................................................................................... 14

2

I.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
7 КЛАСС
Тема 1. Введение в историю – 7часов.
История – наука о прошлом. Исторические памятники. Наша Родина – Россия.
Моя родословная. Счёт лет в истории. Историческая карта.
Тема 2. История нашей страны древнейшего периода - 10 часов.
Кто такие восточные славяне.
Хозяйство, основные занятия и быт восточных славян. Обычаи восточных
славян.
Верования восточных славян. Славянские воины и богатыри. Соседи восточных
славян, торговые отношения с ними. Роды и племена восточных славян и их
старейшины.
Объединение восточных славян под началом князя Рюрика.
Тема 3.Киевская Русь – 14 часов.
Объединение и подчинение Киеву восточно-славянских племен. Создание
Киевского государства. Первые русские князья: Олег, Игорь, Ольга, Святослав.
Княжеская дружина и укрепление единой верховной власти князя. С кем
воевала Киевская Русь: древляне, печенеги, хазары, греки.
Крещение Руси. Княжеское подворье, дружина. Гусляры-сказочники и их
былины. Жизнь простых людей, их быт и традиции, песни и верования, виды
занятий и орудия труда. Искусство древнерусских ремесленников, иконопись,
строительство храмов, летописание, образование и грамотность. «Повесть
временных лет». Правление Ярослава Мудрого.
Приход к власти Владимира Мономаха в 1113 г. Последние годы великой
державы.
Тема 4. Распад Киевской Руси - 9 часов.
Причины распада Киевской Руси. Появление отдельных 15 крупных княжествгосударств. Краткая характеристика основных княжеств.
Владимиро-Суздальская Русь и наследие Киевской Руси.
Господин Великий Новгород. Географическое положение Новгорода.
Торговля, Ремесло. Управление в Новгороде. Внешнеторговые связи.
Русская культура в XII—XIII в. Памятники церковно-учительной литературы.
Архитектура, летописание, фольклор. Былины. «Слово о полку Игореве».
Берестяные грамоты.
Тема 5. Борьба Руси с иноземными завоевателями - 9 часов.
Создание державы Чингисхана. Условия жизни монгольских кочевников.
Войско, военная дисциплина. Нашествие монголо-татар на Русь. Героическая
3

борьба русских людей против монголо-татар. Подвиг князя Рязанского, Евпатия
Коловрат и других. «Злой город Козельск». Государство Золотая орда. Земли и
народы, вошедшие в состав Золотой Орды. Русь под монголо-татарским игом.
Наступление на Русь новых врагов. Рыцари-крестоносцы, их снаряжение и
военный опыт. Александр Невский. «Ледовое побоище». Героизм и победа
новгородцев. Значение этой победы для укрепления православия на русской
земле.
Тема 6.Начало объединения русских земель – 10часов.
Возрождение хозяйства и культуры. Тяжелое положение русского и других
народов. Усиление роли Москвы. Московский князь Иван Калита, его успехи.
Основные слои городского населения, их быт и традиции.
Московско-Владимирская Русь при Дмитрии Донском. Противостояние Орде.
Отражение ордынских набегов. Битва на Куликовом поле (1380), итог битвы.
Значение Куликовской битвы для русского народа. Сергей Радонежский. Национальный подъем после Куликовской битвы. Роль Москвы. Распад Золотой Орды.
Иван III (1462—1505 гг.). Освобождение от иноземного ига (1480);
возвеличение Москвы и укрепление Московского царства.
8 КЛАСС
Тема 1. Единая Россия (конец XV века - XVII век) – 22 часа.
Иван III Великий — глава единого государства Российского. Расширение
государства Российского за счет присоединения новых земель: Псков, Смоленск,
Рязань. Значение создания единого Российского государства.
Первый русский царь Иван IV Грозный. Венчание его на царство. Борьба
Ивана Грозного с боярами. Присоединение Великой реки Волги и всех земель
вокруг нее к Российскому государству. Покорение Ермаком Сибири. Ливонская
война — попытка присоединения балтийских земель для обеспечения свободного
выхода России к Балтийскому морю.
Царский двор и его дворянское окружение. Быт горожан и ремесленников.
Стрельцы, их быт и назначение стрелецкого войска. Вольные казаки на Дону и в
низовьях Днепра: их быт, нравы и традиции. Строительство нового Московского
Кремля и участие в нем иностранцев. Великий иконописец Андрей Рублев. Первопечатник Иван Федоров и первое издание книг в России.
Борис Годунов и тайна гибели царевича Дмитрия — наследника царского
престола. Смутное время. Самозванцы. Семибоярщина и поход поляков на
разоренную Россию. Народные герои: Козьма Минин и Дмитрий Пожарский.

4

Начало правления династии Романовых. Первый Романов — Михаил. Второй
Романов — Алексей Михайлович Тишайший. Восстание Степана Разина.
Назначение патриарха Никона и раскол в Православной церкви.
Тема 2. Великие преобразования России в XVIII веке – 19 часов.
Воцарение Петра I. Борьба с сестрой — царевной Софьей, претендующей на
царский престол. Стрелецкий бунт. Преобразования Петра I. Строительство
Санкт-Петербурга. Полтавская битва: разгром шведов. Петр I — первый
российский император. Личность Петра I Великого. Борьба со старыми
порядками и устоями. Преобразования Петра I в области культуры.
Первая женщина-императрица — Екатерина I (вдова Петра I). Дворцовые
перевороты.
Царствование Елизаветы Петровны: основание в Москве первого Российского
университета, Академии художеств, первого русского театра. Деятельность графа
Шувалова и великого Ломоносова.
Царствование Екатерины И. Победы черноморского флота во главе с графом
Орловым. Завоевание графом Потемкиным Молдавии и Крыма. Знаменитый
полководец Александр Суворов: взятие Измаила и разгром польских повстанцев.
Преобразования Екатерины II в области культуры и просвещения. Установление
губернского управления в стране.
Жизнь и быт дворян, купечества, мещан, ремесленников и крестьян в XVIII
веке. Восстание Емельяна Пугачева. Русские изобретатели и умельцы: Кулибин
И. П. и Ползунов И. И. Развитие науки и искусства.
Тема 3. История нашей страны в период XIX века - 23 часа.
Павел I. Приход к власти Александра I и заключение мира с Францией.
Претензии Наполеона на мировое господство. Нападение на Россию.
Отечественная война 1812 г. Михаил Илларионович Кутузов —
главнокомандующий русской армией, другие знаменитые полководцы: князь
Багратион, генерал Раевский. Мужество русских солдат. Бородинская битва. Московский пожар. Герои партизанской войны: Герасим Курин, Денис Давыдов,
Василиса Кожина, Архип Семенов и другие. Гибель армии Наполеона.
Правление Александра I. Полный свод законов Сперанского и военные поселения
Аракчеева. Выход декабристов на Сенатскую площадь в Санкт-Петербурге. Расправа
Николая I с декабристами. Ссылка в Сибирь. Жены декабристов. Разгром турецкого
флота адмиралом Нахимовым. Героическая оборона Севастополя.
Правление Александра II. Отмена крепостного права. Убийство Александра II.
Приход к власти Александра III — миротворца. Строительство фабрик, заводов и
железнодорожных дорог, денежная реформа, увеличение торговли с другими
5

государствами. Рабочий вопрос. Знаменитые деятели эпохи Александра III:
министр финансов С. Ю. Витте.
XIX век — век развития науки и культуры. А. С. Пушкин — великий русский поэт.
Л. Н. Толстой — великий русский писатель. Русская опера, балет и развитие театра.
Музыка П. И. Чайковского. Величайший русский певец Ф. Ю. Шаляпин. Развитие
образования и науки, живописи и архитектуры.
9 КЛАСС
Тема 1. Россия в начале XX века – 10 часов.
Правление Николая II . Антиправительственные движения начала XX века. Русскояпонская война. Падение Порт-Артура, гибель крейсера «Варяг». Революционные
события 1905—1907 годов. Понятие революция. «Кровавое воскресенье». Созыв
Государственной Думы. Формирование различных политических партий и движений:
правые, центристы, левые. Реформы П. А. Столыпина и их итоги.
«Серебряный век» русской культуры.
Первая мировая война и участие в ней России. Экономическое положение в стране
во время Первой мировой войны. Отношение народа к войне.
Тема 2. Россия в 1917 – 1920 годах – 8 часов.
Февральская революция и отречение царя от престола. Временное правительство и
Советы народных депутатов. Экономический и политический кризис в России осенью
1917 г. Захват власти большевиками в Петрограде. Захват Зимнего дворца и
низложение Временного правительства. Провозглашение Советской власти. Первый
руководитель Советского государства — В. И. Ленин. Первые декреты Советской
власти. Отношение Советской власти к православной церкви. Уничтожение всей
царской семьи. Отношение разных слоев населения к захвату власти
большевиками.
Создание нового государства — Российской Федерации (РСФСР).
«Белое» движение и его лидеры: А. И. Деникин, П. Н. Врангель, А. В. Колчак, Л. Г.
Корнилов. «Красные». Создание Красной армии. Командиры Красной армии: М. Н.
Тухачевский, М. В. Фрунзе, С. М. Буденный, В. И. Чапаев. Противостояние
«красных» и «белых». Отношение к ним различных слоев населения. «Зеленые» и
повстанческая крестьянская армий батьки Махно. Иностранная интервенция и ее
последствия. Недовольство армии политикой советского правительства.
Кронштадтское восстание.
Экономическая политика Советской власти. Упадок промышленного производства,
продразверстка. Недовольство населения, голод, разруха, страдания людей.
Тема 3. Советская Россия – СССР в 20 - 30-е годы XX века – 9 часов.
6

Новая экономическая политика (НЭП) в стране, ее сущность и основные отличия от
предшествующей экономической политики Советской власти. Положительные и
отрицательные результаты НЭП. План ГОЭЛРО и его реализация.
Образование СССР. Первая Конституция
СССР. Положение народов
Советской страны.
Смерть первого главы Советского государства В. И. Ленина. Создание
однопартийной системы власти. Сосредоточение всей полноты партийной и
государственной власти в руках И. В. Сталина.
Начало индустриализации. Первые пятилетние планы. Стройки первых
пятилеток (Днепрогэс, Магнитка, Турксиб, Комсомольск на Амуре и др.).
Рабочий класс, его роль в индустриализации. Стахановское движение.
Ударничество.
Коллективизация сельского хозяйства. Насильственное осуществление
коллективизации. Гибель крепких крестьянских хозяйств. Голод на селе.
Культ личности Сталина. Массовые репрессии. Гулаг.
Новая Конституция страны 1936 г. Ее значение.
Наука и культура. Ликвидация массовой неграмотности. Великие научные
открытия (И. П. Павлов, Сеченов, К. А. Тимирязев, Н. Е. Жуковский, К. Э.
Циолковский, Н. И. Вавилов).
Тема 4. СССР во Второй Мировой и Великой Отечественной войне 19411945 годов – 14 часов.
Мероприятия по укреплению обороноспособности страны. Развитие военной
промышленности. Ужесточение трудовой дисциплины. Ослабление армии.
Советско-финская военная кампания, ее цели и задачи. Столкновение с Японей
(о. Хасан, р. Халхин-Гол).
Приход фашистов к власти в Германии. Начало Второй Мировой войны,
нападение Германии на Польшу и наступление на Запад. Подготовка
гитлеровской Германии к наступлению на СССР.
Нападение Германии на Советский Союз. Начало Великой Отечественной
войны. Героическая оборона Брестской крепости. Создание государственного
комитета обороны. Первые неудачи советской армии, героическая защита
городов на пути отступления советских войск. Роль Г. К. Жукова в войне.
Битва под Москвой и ее историческое значение. Панфиловцы. Блокада Ленинграда и
мужество ленинградцев. Партизанское движение. Героизм тружеников тыла.
Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны: Сталинградская битва.
Битва на Курской дуге. Мужество и героизм советских солдат. Отступление немецких
войск по всем фронтам.
7

Создание антигитлеровской коалиции. Открытие второго фронта в Европе в конце
войны. Разгром советской армией немецких войск на советской территории и на
территории Европейских государств. Сражение за Берлин. Капитуляция Германии.
Военные действия США против Японии в 1945 г. Атомная бомбардировка Хиросимы
и Нагасаки. Вступление СССР в войну с Японией. Капитуляция Японии. Конец второй
Мировой войны. Героические и трагические уроки войны.
Тема 5. Советский Союз в 1945 – 1991 годах – 13 часов.
Возрождение Советской страны после войны. Трудности послевоенной жизни страны.
Восстановление
разрушенных
городов,
возрождение
мирных
отраслей
промышленности.
Смерть И. В. Сталина. Приход к власти Н. С. Хрущева. Осуждение, культа
личности и первые реабилитации репрессированных. Хрущёвская «оттепель».
Всемирный Фестиваль молодёжи и студентов в Москве. Освоение космоса и полет
первого человека. Юрий Гагарин. Освоение целины.
Экономическая и социальная политика Л. И. Брежнева. Война в Афганистане. XVII
Олимпийские Игры в Москве. Ухудшение материального положения населения и
морального климата в стране. Правозащитники (А. Д. Сахаров, А. И. Солженицын).
Борьба за власть после смерти Л. И. Брежнева. Приход к власти М. С. Горбачева.
Реформы Горбачева в политической, социальной и экономической сферах. Вывод
войск из Афганистана и Германии. Перестройка государственного управления и
реформы в экономике.
Тема 6. Новая Россия в 1991—2003 годах – 8 часов.
Распад СССР. Суверенная Россия. Первый президент России — Б. Н. Ельцин.
Принятие новой Конституции России и избрание Государственной Думы.
Экономические реформы. Жизнь и быт людей в новых экономических и
политических условиях. Война в Чечне.
Президентские выборы 2000 г. Второй президент России — В. В. Путин. Его
экономическая и политическая деятельность.
Литература и искусство во второй половине XX века. Современное состояние науки,
культуры и образования в стране. Сегодняшний день России.

8

II. Планируемые

результаты

- проводить сравнения, находить признаки сходств и различия;
- уметь самостоятельно выполнять задания по учебнику и в тетради;
- уметь самостоятельно составлять рассказ по плану в учебнике;
- уметь объяснять значение новых понятий и слов;
- уметь самостоятельно устанавливать прямые и обратные связи между датами и

событиями;
- уметь самостоятельно излагать контекст исторических событий по

иллюстрациям, плану, ленте времени, картам.
Предметные результаты :
Минимальный уровень:
-объяснять значение слов и понятий в контексте изученных тем;
-устанавливать (по вопросам учителя) причины:
-возникновения языческих верований;
-возникновения разнообразных видов труда;
-возвышение среди племён отдельных личностей;
-объединения племён;
-возникновения государства;
-крещения Руси;
-распад Киевской Руси;
-знать названия городов: Киев, Новгород, Владимир, Суздаль;
-знать исторические имена (3-5 имён);
-знать главные исторические события: от Крещения Руси до Куликовой битвы.
Достаточный уровень:
-объяснять значение словарных слов и понятий;
-устанавливать причины:
-возникновения языческих верований и обрядов;
-развития ремёсел, торговых отношений, культуры;
-возникновения государства его структуры, функций;
9

-развития православия, смены языческой культуры на христианскую;
-распад Киевской Руси; возникновения религии, торговли, межгосударственных
связей России ( IX-XVII)
-захватов чужих земель, воин между племенами, народами, государствами;
-освободительных воин между государствами;
-возвышения и укрепления Московского государства при Иване Грозном;
-смутного времени и народных волнений;
-возникновения и укрепления сословий в Российском государстве;
-описывать:
-образ жизни восточных славян, места расселения;
-отдельных исторических лиц (Игорь, Ольга, Владимир Красное Солнышко, Иван
Грозный, Борис Годунов, Лжедмитрий и др.);
-знать названия древних городов Руси
-знать основные события периодов:
-IX в. – первое Древнерусское государство;
-X в. – крещение Руси;
-XI в. – расцвет Русского государства при Ярославе Мудром;
-XI-XIII вв. – расцвет культуры древней Руси;
-XI-XV вв. – раздробленность руских земель, монгольское нашествие, свержение
Золотой Орды;
-XVI – XVII вв. – обьединение земель вокруг Москвы, эпоха Ивана IV, смутное
время, Земский собор 1613 г., развитие сословных отношений.
Учащиеся должны знать:
 какие исторические даты называются точными, приблизительными;


когда произошли события (конкретные, по выбору учителя);

 кто руководил основными сражениями; Учащиеся должны уметь:
 пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника;
 пересказывать исторический материал с опорой на наглядность, по заранее

составленному плану;
 соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника;
10

 пользоваться «лентой времени», соотносить год с веком;
 устанавливать последовательность исторических событий на основе знания дат;
 правильно и точно употреблять исторические термины, понятия;
 пересказывать содержание изучаемого материала близко к тексту.

11

III.Тематическое планирование
7 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
Итого:

Тема раздела
Введение.
Древняя Русь.
Русь в борьбе с завоевателями.
Российское государство в XVI в. Царь Иван
Грозный.
Смутное время

Кол-во
часов
2
36
14
6
10
68

Электронный ресурс
http:/schoolcollection.edu.ru
http:/schoolcollection.edu.ru
http:/schoolcollection.edu.ru
http:/schoolcollection.edu.ru
http:/schoolcollection.edu.ru

12

8 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
Итого:

Тема раздела
Повторение.
Российское государство в конце XVII- начале XVIII
века.
Российская империя после Петра I.
Российская империя в первой половине XIX века.
Россия в конце XIX – начале XX века.

Кол-во
часов
2
15
12
12
27
68

Электронный ресурс
http:/schoolcollection.edu.ru
http:/schoolcollection.edu.ru
http:/schoolcollection.edu.ru
http:/schoolcollection.edu.ru

13

9класс
№
п/п
1
2
3
4
Итого:

Тема раздела

Кол-во
часов
Великая российская революция и Гражданская война.
20
Советское государство в 19220-1930-е годы
СССР в Великой Отечественной войне (1941-1945)
Послевоенное развитие СССР. Российская Федерация
в конце XX - начале XXI вв.

14
15
19

Электронный ресурс
http:/schoolcollection.edu.ru
http:/schoolcollection.edu.ru
http:/schoolcollection.edu.ru
http:/schoolcollection.edu.ru

68

14

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».