Утверждено
приказом МБОУ СОШ с. Бошняково
имени Дорошенкова П. И.
от 25.08.2023 № 325-ОД
(приложение к ООП ООО)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ»
для 8-9 классов
уровень
основное общее образование
срок реализации: 1 год
Составлена на основе программы:
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном»
(НОО, ООО, СОО), Москва, 2023. Министерство Просвещения Российской
Федерации ФГБНУ Институт стратегии Российского образования Российской
академии образования.
I. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ»
3
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные результаты
8
Метапредметные результаты
10
Предметные результаты
12
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8-9 класс
2
20
I. Содержание программы внеурочной деятельности «Разговоры о
важном»
День знаний. Знакомство с проектами Российского общества «Знание».
Возможности, которые предоставляют проекты общества «Знание» для
обучающихся различных возрастов.
Родина — не только место рождения. Природные и культурные
памятники –чем гордимся, о чем помним, что бережем?
Зоя Космодемьянская – её подвиг бессмертен, её имя стало символом
мужества и стойкости, а жизнь служит примером беззаветной преданности
Отечеству, истиной любви к своей Родине.
Право избирать и быть избранным гарантировано Конституцией
Российской Федерации каждому гражданину нашей страны. Жизнь, свобода,
права и благополучие граждан является одной из главных ценностей, а
проявление гражданской позиции, желание участвовать в развитии своего
города, региона, страны – достойно уважения.
Ценность профессии учителя. Советник по воспитанию – проводник в
мир возможностей, которые создало государство для каждого ребенка в
стране, наставник и «старший товарищ», помогающий как объединить
школьный коллектив в дружную команду, так и выстроить личную
траекторию развития каждому ребенку.
Честность, открытость, готовность прийти на помощь – основа
хороших отношений с окружающими. Уважение к окружающим – норма
жизни в нашем обществе. В условиях информационных перегрузок,
разнообразия быстро решаемых задач, экономической нестабильности,
стрессы стали неотъемлемой составляющей жизни человека. Они приводят к
депрессивному состоянию, которое, в свою очередь, может привести к
проблемам физического здоровья, конфликтам с близкими, неуверенности,
озлобленности. Знания о том, как наладить отношения в коллективе,
сохранить свое психическое здоровье, как смотреть на мир позитивно, как не
стать жертвой «травли», и самому не опуститься до «травли» других,
необходимы всем.
3
Давние культурные традиции России получают отражение в
произведениях кинематографического искусства, которое имеет свой «золотой
фонд», признанный во всем мире. Отечественное кино передает наши
традиционные
ценности,
великое
культурно-историческое
наследие,
отображает то, что объединяет нас как нацию. Развитие отечественного кино
отражает не только основные вехи развития страны, но и моделирует образ ее
будущего. Кино, наряду с литературой и театром, позволяет человеку увидеть
себя, как в «зеркале», соотнести свои поступки с поступками героев,
анализировать и рефлексировать, приобретать новые знания, знакомиться с
миром профессий, с творчеством талантливых людей, с историей и культурой
страны.
Подразделения специального назначения (спецназ) в России имеют
особую значимость, они олицетворяют служение Отечеству, мужество и силу
духа, беспримерное самопожертвование, готовность мгновенно прийти на
помощь
Родине.
Военнослужащие
спецназа
обладают
особыми
профессиональными, физическими и моральным качествами, являются
достойным примеромнастоящего мужчины.
Единство нации – основа существования российского государства.
Единство многонационального народа, уважение традиций, религий, уклада
жизни всех народов является главным в жизни страны. Пока мы едины – мы
непобедимы.
Технологический суверенитет нашей Родины необходимо защищать
так же, как границы государства, это основа и залог существования
современной страны. Развитие сферы информационных технологий сегодня
стратегически важно для будущего, профессии в этой сфере очень
перспективны и востребованы. Технологический суверенитет решает задачи
обеспечения
независимости,
безопасности,
транспортной
получения
связности.
энергии,
Логика
продовольственной
развития
экономики
предполагает защиту и формирование высокотехнологичных отраслей с
высокой долей интеллектуальных вложений. Появление новых профессий
связано с цифровизацией экономики, движением к технологическому
4
суверенитету.
Традиционная семья в России – это союз мужчины и женщины,
которые создают и поддерживают отношения уважения, заботы и взаимной
поддержки. Основа семьи – это любовь. Важно, чтобы дети стремились
создавать полноценныемногодетные семьи.
Что для каждого человека означает слово «Родина»? Это родители,
семья, дом, друзья, родной город, регион, вся наша страна и народ. Чувство
любви к своей Родине человек несет в себе всю жизнь, это его опора и
поддержка. Родина – это не просто территория, это, прежде всего то, что мы
любим и готовы защищать.
Волонтерство в России. Особенности волонтерской деятельности.
Исторически сложилось, что в сложные годы нашей страны люди
безвозмездно помогали друг другу, оказывали всестороннюю поддержку.
Даша Севастопольская, сёстры милосердия – история и современность.
Россия — страна с героическим прошлым. Современные герои — кто
они? Россия начинается с меня?
Значение Конституции для граждан страны. Знание прав и выполнение
обязанностей. Ответственность — это осознанное поведение.
Новый год — праздник для всех россиян. У каждого народа есть
интересные новогодние семейные традиции. Знакомство с обычаями и
культурой новогодних праздников в нашей стране.
Первая печатная книга в России – «Азбука» Ивана Фёдорова.
Способы передачи информации до появления письменности. Разница между
азбукой и букварем. «Азбука», напечатанная Иваном Федоровым: «Ради
скорого младенческого научения». Любовь к чтению, бережное отношение к
книге начались 450 лет назад.
Современный
человек
должен
обладать
функциональной
грамотностью, в том числе налоговой. Для чего собирают налоги? Что они
обеспечивают для граждан? Выплата налогов – обязанность каждого
гражданина Российской Федерации.
Голод, морозы, бомбардировки — тяготы блокадного Ленинграда.
5
Блокадный паек. О провале планов немецких войск. 80 лет назад город-герой
Ленинград был полностью освобожден от фашистской блокады.
Кто такой союзник? Какие обязанности он на себя принимает, какими
обладает правами? Что дает заключение союзного договора для государств?
Союзники России – государства, которые разделяют и поддерживают наши
общие традиционные ценности, уважают культуру, стремятся к укреплению
союзных государств и поддерживают их.
Достижения науки в повседневной жизни. Научные и технические
достижения в нашей стране. 190-летие великого русского учёного-химика,
специалиста во многих областях науки и искусства Д.И. Менделеева.
День первооткрывателя. Россия является не только самой большой
страной в мире, которую за ее продолжительную историю шаг за шагом
исследовали, изучали, открывали русские землепроходцы. Удивительные
уголки нашей страны сегодня может открыть для себя любой школьник.
День защитника Отечества: исторические традиции. Профессия
военного: кто её выбирает сегодня. Смекалка в военном деле. 280-летие со дня
рождения великого русского флотоводца, командующего Черноморским
флотом
(1790—
1798);
командующего
русско-турецкой
эскадрой
в
Средиземном море (1798—1800), адмирала (1799) Ф.Ф. Ушакова.
Подлинность намерений — то, что у тебя внутри. Как найти своё место
в жизни? Что нужно для того, чтобы найти друзей и самому быть хорошим
другом? Примеры настоящей дружбы. Что нужно для того, чтобы создать
хорошую семью и самому быть хорошим семьянином. Поддержка семьи в
России. Что нужно, чтобы найти свое призвание и стать настоящим
профессионалом.
Поддержка
профессионального
самоопределения
школьников в России. Эти вопросы волнуют подростков. Проблемы, с
которыми они сталкиваются, и способы их решения.
Всемирный фестиваль молодежи – 2024. Сириус – федеральная
площадка фестиваля. Исторические факты появления всемирного фестиваля
молодежи и студентов. Фестивали, которые проходили в нашей стране.
Российская авиация. Легендарная история развития российской
6
гражданской авиации. Героизм конструкторов, инженеров и летчиковиспытателей первых российских самолетов. Мировые рекорды российских
летчиков. Современное авиастроение. Профессии, связанные с авиацией.
Красивейший полуостров с богатой историей. История Крымского
полуострова. Значение Крыма. Достопримечательности Крыма.
Россия – здоровая держава. Это значит, что жители страны должны
стремиться поддерживать здоровый образ жизни. Физическое и психическое
здоровье населения играют важную роль в укреплении экономического
потенциала и социальной стабильности страны, повышают качество жизни
каждого человека. Цирк как фантазийное и сказочное искусство. Цирк в
России, История цирка, цирковые династии
России.
Знаменитые
на
весь мир российские силачи, дрессировщики, акробаты, клоуны, фокусники.
Цирковые профессии.
Главные
события
в
истории
покорения
космоса.
Отечественные
космонавты-рекордсмены. Подготовка к полету — многолетний процесс.
Николай Гоголь – признанный классик русской литературы, автор знаменитых
«Мертвых душ», «Ревизора», «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Сюжеты,
герои, ситуации из произведений Николая Гоголя актуальны по сей день.
Экологичное потребление — способ позаботиться о сохранности планеты.
Экологические проблемы как следствия безответственного поведения
человека.Соблюдать эко-правила — не так сложно.
История Праздника труда. Труд – это право или обязанность человека?
Работа мечты. Жизненно важные навыки.
История появления праздника День Победы. Поисковое движение России.
Могила Неизвестного Солдата. Семейные традиции празднования Дня
Победы.
19 мая 1922 года — день рождения пионерской организации. Цель ее
создания и деятельность. Причины, по которым дети объединяются.
Неизвестный Пушкин. Творчество Пушкина объединяет поколения. ВкладА.
С. Пушкина в формирование современного литературного русского языка.
7
Планируемые результаты освоения курса внеурочной
II.
деятельности
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения
школьниками следующих личностных, метапредметных и предметных
образовательных результатов.
Личностные результаты:
В сфере гражданского воспитания: уважение прав, свобод и законных
интересов других людей; активное участие в жизни семьи, родного края,
страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание
роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об
основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и
правилах
межличностных
отношений
в
поликультурном
и
многоконфессиональном обществе; готовность к разнообразной совместной
деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; готовность к
участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям,
нуждающимся в ней).
В
сфере
патриотического
воспитания:
осознание
российской
гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном
обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры
Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к
достижениям своей Родины
- России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и
трудовым
достижениям
народа;
уважение
к
символам
России,
государственным праздникам, историческому и природному наследию и
памятникам, традициям разных народов,проживающих в родной стране.
В сфере духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные
ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать
свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции
нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;
свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и
общественногопространства.
8
В сфере эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам
искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание
эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной
культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности
отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций
и народного творчества.
В
сфере
физического
воспитания:
осознание
ценности
жизни;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения
в интернет- среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и
меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том
числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение
принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать эмоциональное
состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным
состоянием; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на
ошибку и такого же права другого человека.
В сфере трудового воспитания: установка на активное участие в
решении практических задач; осознание важности обучения на протяжении
всей жизни; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
В сфере экологического воспитания: ориентация на применение знаний
из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей
среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание
глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное
неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей
роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред; готовность к участию в практической
деятельности экологической направленности.
В сфере ценности научного познания: ориентация в деятельности на
современную систему научных представлений об основных закономерностях
развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и
социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как
9
средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской
деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и
стремление
совершенствовать
пути
достижения
индивидуального
и
коллективногоблагополучия.
В сфере адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной
и природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных
социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и
правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной
деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из
другой культурной среды; открытость опыту и знаниям других; повышение
уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе
умение учиться у других людей, умение осознавать в совместной
деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать
свое развитие; умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы,
общества и экономики; умение оценивать свои действия с учетом влияния на
окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных
глобальных последствий.
Метапредметные результаты:
В
сфере
овладения
универсальными
учебными
познавательными
действиями: использовать вопросы как исследовательский инструмент
познания; применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе информации или данных из источников с учетом предложенной
учебной
задачи
и
заданных
критериев;
выбирать,
анализировать,
систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм
представления;
находить
сходные
аргументы
(подтверждающие
или
опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных
источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
информации;
предложенным
оценивать
надежность
педагогическим
информации
работником
10
или
по
критериям,
сформулированным
самостоятельно; эффективно систематизировать информацию.
В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными
действиями: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения; выражать свою точку зрения в
устных и письменных текстах; понимать намерения других, проявлять
уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать
свои возражения; в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по
существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение
задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои
суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и
сходство позиций; понимать и использовать преимущества командной и
индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать
необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении
поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно
строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения
нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения,
подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою
роль
(с
учетом
предпочтений
и
возможностей
всех
участников
взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в
групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, "мозговые штурмы"
и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по
своему направлению и координировать свои действия с другими членами
команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать
результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности.
В
сфере
овладения
универсальными
учебными
регулятивными
действиями: ориентироваться в различных подходах принятия решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
делать выбор и брать ответственность за решение; владеть способами
11
самоконтроля, самомотивации и рефлексии; объяснять причины достижения
(недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному
опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; оценивать
соответствие результата цели и условиям; выявлять и анализировать причины
эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и
намерения другого; регулировать способ выражения эмоций; осознанно
относиться к другому человеку, его мнению; признавать свое право на ошибку
и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая; открытость
себе и другим; осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности
«Разговоры о важном» представлены с учетом специфики содержания
предметныхобластей, к которым имеет отношение содержание курса внеурочной
деятельности: Русский язык: совершенствование различных видов устной и
письменной
речевой
деятельности;
формирование
умений
речевого
взаимодействия: создание устных монологических высказываний на основе
жизненных наблюдений, личных впечатлений,
научной, художественной и
чтения учебно-
научно-популярной литературы; участие в
диалоге разных видов: побуждение к действию, обмен мнениями, запрос
информации, сообщение информации; овладение различными видами чтения
(просмотровым,
ознакомительным,
изучающим,
поисковым);
формулирование вопросов по содержанию текста и ответов на них;
подробная, сжатая и выборочная передача в устной и письменной форме
содержания текста; выделение главной и второстепенной информации, явной и
скрытой информации в тексте;
извлечение
информации
из
различных
источников, ее осмысление и оперирование ею.
Литература: понимание духовно-нравственной и культурной ценности
литературы и ее роли в формировании гражданственности и патриотизма,
укреплении единства многонационального народа Российской Федерации;
понимание специфики литературы как вида искусства, принципиальных
отличий
художественного
публицистического;
текста
от
текста
научного,
делового,
овладение умениями воспринимать, анализировать,
12
интерпретировать и оценивать прочитанное, понимать художественную
картину мира, отраженную в литературных произведениях, с учетом
неоднозначности заложенных в них художественных смыслов; овладение
умением пересказывать прочитанное произведение, используя подробный,
сжатый, выборочный, творческий пересказ, отвечать на вопросы по
прочитанному произведению и формулировать вопросы к тексту; развитие
умения участвовать в диалоге о прочитанном произведении, в дискуссии на
литературные темы, соотносить собственную позицию с позицией автора и
мнениями
участников
дискуссии;
давать
аргументированную
оценку
прочитанному.
Иностранный язык: умение сравнивать, находить сходства и отличия в
культуре и традициях народов России и других стран.
Информатика:
освоение
эксплуатации
технических
технологий;
умение
и
соблюдение
средств
соблюдать
требований
безопасной
информационно-коммуникационных
сетевой
этикет,
базовые
нормы
информационной этики и права при работе с приложениями на любых
устройствах и в сети Интернет, выбирать безопасные стратегии поведения в
сети.
История: соотносить события истории разных стран и народов с
историческими периодами, событиями региональной и мировой истории,
события истории родного края и истории России; определять современников
исторических событий, явлений, процессов; умение выявлять особенности
развития культуры, быта и нравов народов в различные исторические эпохи;
умение рассказывать об исторических событиях, явлениях, процессах истории
родного края, истории России и мировой истории и их участниках,
демонстрируя понимание исторических явлений, процессов и знание
необходимых
фактов,
дат,
исторических
понятий;
умение
выявлять
существенные черты и характерные признаки исторических событий, явлений,
процессов; умение устанавливать причинно-следственные, пространственные,
временные связи исторических событий, явлений, процессов изучаемого
периода, их взаимосвязь (при наличии) с важнейшими событиями XX - начала
13
вв.;
XXI
умение
определять
и
аргументировать
собственную
или
предложенную точку зрения с опорой на фактический материал, в том числе
используя источники разных типов; приобретение опыта взаимодействия с
людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на
основе национальных ценностей современного
российского общества:
гуманистических и демократических ценностей, идей мираи взаимопонимания
между народами, людьми разных культур; уважения к историческому
наследию народов России.
Обществознание:
освоение
и
применение
системы
знаний:
о
социальных свойствах человека, особенностях его взаимодействия с другими
людьми, важности семьи как базового социального института; о характерных
чертах
общества;
о
содержании
и
значении
социальных
норм,
регулирующих общественные отношения; о процессах и явлениях в
экономической, социальной, духовной и политической сферах жизни
общества; об основах конституционного строя и организации государственной
власти в Российской Федерации, правовом статусе гражданина Российской
Федерации (в том числе несовершеннолетнего); о системе образования в
Российской Федерации; об основах государственной бюджетной и денежнокредитной, социальной политики, политики в сфере культуры и образования,
противодействии
коррупции
в
Российской
Федерации,
обеспечении
безопасности личности, общества и государства, в том числе от терроризма и
экстремизма; умение характеризовать традиционные российские духовнонравственные ценности (в том числе защита человеческой жизни, прав и
свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы
морали
и
нравственности,
гуманизм,
милосердие,
справедливость,
взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России,
преемственность истории нашей Родины); умение сравнивать (в том числе
устанавливать основания для сравнения) деятельность людей, социальные
объекты, явления, процессы в различных сферах общественной жизни, их
элементы и основные функции; умение устанавливать и объяснять взаимосвязи
социальных объектов, явлений, процессов в различных сферах общественной
14
жизни, их элементов и основных функций, включая взаимодействия общества
и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и
государства; связи политических потрясений и социально-экономических
кризисов в государстве; умение использовать полученные знания для
объяснения (устного и письменного) сущности, взаимосвязей явлений,
процессов
социальной
действительности;
умение
с
опорой
на
обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный
опыт определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и
норм свое отношение к явлениям, процессам социальной действительности;
умение анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и
критически
оценивать
социальную
информацию,
соотносить
ее
с
собственными знаниями о моральном и правовом регулировании поведения
человека, личным социальным опытом; умение оценивать собственные
поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия
моральным, правовым и иным видам социальных
норм, экономической рациональности; осознание неприемлемости всех форм
антиобщественного поведения; осознание ценности культуры и традиций
народовРоссии.
География: освоение и применение системы знаний о размещении и
основных свойствах географических объектов, понимание роли географии в
формировании качества жизни человека и окружающей его среды на планете
Земля, в решении современных практических задач своего населенного
пункта, Российской Федерации, мирового сообщества, в том числе задачи
устойчивого развития; умение устанавливать взаимосвязи между изученными
природными, социальными и экономическими явлениями и процессами,
реально наблюдаемыми географическими явлениями и процессами; умение
оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов
природы в разных географических условиях с точки зрения концепции
устойчивого развития.
15
III. Тематическое планирование
8–9 классы (1 час в неделю)
Тема
День знаний
Там, где Россия
Зоя.
К 100-летию со дня
рождения Зои
Космодемьянской
Основное содержание
Знакомство с
проектами
Российского
общества «Знание».
Возможности,
которые
предоставляют проекты
общества
«Знание»
для
обучающихся
различных
возрастов.
Родина — не только место
рождения. История, культура,
научные достижения: чем мы
можем гордиться?
Зоя Космодемьянская – её
подвиг бессмертен, её имя стало
символом мужества и стойкости,
а жизнь служит примером
беззаветной
преданности
Отечеству, истиной любви к
своей Родине.
Характеристика деятельности обучающихся
Участие во вступительной беседе. Просмотр ролика о
необходимости знаний для жизненного успеха.
Участие в мотивационной беседе о чертах характера,
которые присущи людям с активной жизненной позицией, о
мечтах и о том, как можно их достигнуть.
Участие во вступительной беседе о России. Просмотр ролика
о России.
Интерактивная викторина.
Чем полезны фенологические наблюдения. Их роль в жизни
человека.
Участие во вступительной беседе. Просмотр видеоролика о
жизни и подвиге Зои.
Участие в беседе о том, как воспитываются черты личности
героя.
Подвиг Зои был подвигом ради жизни будущих поколений.
В
защиту всего, что любила эта молодая девушка. Просмотр
интерактивной карты, беседа о сохранении памятников героям.
20
Избирательная
система России (30
лет ЦИК)
День учителя
(советники по
воспитанию)
О взаимоотношениях
Право избирать и быть
избранным
гарантировано
Конституцией Российской
Федерации каждому гражданину
нашей страны.
Жизнь, свобода, права и
благополучие граждан является
одной из главных ценностей, а
проявление
гражданской
позиции, желание участвовать в
развитии своего города, региона,
страны – достойно уважения.
Ценность профессии учителя.
Советник по воспитанию –
проводник в мир возможностей,
которые создало государство для
каждого ребенка в стране,
наставник и «старший товарищ»,
помогающий как объединить
школьный коллектив в дружную
команду, так и выстроить
личную траекторию развития
каждому
ребенку.
В условиях информационных
Участие во вступительной беседе. Просмотр видеоролика об
истории Центральной избирательной комиссии.
Обсуждение ситуаций, возникающих в связи с голосованием
и выборами.
Выполнение интерактивного задания «Избирательная
система в России».
Просмотр видеоролика.
Участие в командной работе: каким должен быть
современный Учитель? (создание кластера).
Участие в дискуссии на одну из предложенных тем: «Если
бы я был учителем, какими качествами обладал…, как
относился бы к ученикам…, как готовился к занятиям…, какие
вспомогательные средства использовал для проведения
уроков?»; «Чем может помочь советник по воспитанию?»
Мотивационная
21
беседа о
взаимосвязи
физического
и
в коллективе
(Всемирный день
психического
здоровья,
профилактика
буллинга)
По ту сторону экрана.
115 лет кино в России
перегрузок, разнообразия быстро
решаемых задач, экономической
нестабильности, стрессы стали
неотъемлемой
составляющей
жизни человека. Они приводят к
депрессивному
состоянию,
которое, в свою очередь, может
привести
к
проблемам
физического
здоровья,
конфликтам
с
близкими,
неуверенности, озлобленности.
Знания о том, как наладить
отношения
в
коллективе,
сохранить
свое
психическое
здоровье,
как
смотреть на мир позитивно, как
не стать жертвой «травли», и
самому не опуститься до
«травли» других, необходимы
всем.
Развитие отечественного кино
отражает не только основные
вехи развития страны, но и
моделирует образ ее будущего.
Кино, наряду с литературой и
психического здоровья.
Игра «Верю - не верю» о стереотипах в отношении здоровья
и здорового образа жизни.
Просмотр отрывков из мультфильмов и фильмов,
обсуждение их. Беседа о буллинге, его причинах и вреде,
который он причиняет человеку.
Мастер-класс «Магия игры», в ходе которого школьники
участвуют в игровых упражнениях, помогающих снять стресс и
психологическое напряжение, выплеснуть негативные эмоции.
Мозговой штурм «Мои правила благополучия», в ходе
которого школьники составляют список лайфхаков класса о
том, как подростку справляться со стрессами, излишним
давлением взрослых.
Итоговая рефлексивная беседа, в ходе которой школьники
обсуждают характеристики идеального коллектива, в котором
им было бы комфортно находиться.
Мотивационная
беседа
о
любимых
мультфильмах и кинофильмах, жанрах кино.
Просмотр видеоролика об истории российского игрового
кино.
Обсуждение ролика.
22
День спецназа
театром, позволяет человеку
увидеть себя, как в «зеркале»,
соотнести свои поступки с
поступками
героев,
анализировать и
рефлексировать,
приобретать
новые знания, знакомиться с
миром профессий, с творчеством
талантливых людей, с историей
и культурой страны.
Подразделения специального
назначения (спецназ) в России
имеют особую значимость, они
олицетворяют
служение
Отечеству, мужество и силу
духа,
беспримерное
самопожертвование,
готовность мгновенно прийти на
помощь
Родине.
Военнослужащие
спецназа
обладают
особыми
профессиональными,
физическими
и
моральным
качествами, являются достойным
примером
настоящего
Беседа о будущем кинематографа в цифровую эпоху.
Интерактивная игра, в ходе которой школьники называют
мультфильм или фильм по его отрывку.
Игра «Ты - актер», где дети пробуют себя в роли актеров
немого кино.
Итоговая беседа о возможности создания собственного
фильма о классе, сделанного руками школьников.
Участие во вступительной беседе, просмотр видеоролика о
видах подразделений специального назначения в России.
Участие в обсуждении: «Качества личности бойца спецназа».
Выполнение интерактивного задания «Что важнее для
спецназовца – ум или сила?»
23
День народного
единства
Россия: взгляд в
будущее.
Технологический
суверенитет /
цифровая экономика /
новые профессии
мужчины.
Смутное время в истории
нашей страны. Самозванцы —
одна из причин продолжавшейся
Смуты. Ополчение во главе с
князем Дмитрием Пожарским и
земским старостой Кузьмой
Мининым.
Примеры единения народа не
только в войне
Технологический суверенитет
решает
задачи
обеспечения
безопасности,
получения
энергии,
продовольственной
независимости,
транспортной
связности.
Логика развития экономики
предполагает
защиту
и
формирование
высокотехнологичных отраслей
с
высокой
долей
Участие во вступительной беседе о появлении праздника
День народного единства.
Знакомство с исторической справкой о событиях Смутного
времени.
Работа в группах: если бы вы жили в Смутное время, в чем
вы бы увидели причины появления народных ополчений?
Обмен мнениями.
Дискуссия о том, что 4 ноября 1612 года воины народного
ополчения
продемонстрировали
образец
героизма
и
сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения,
вероисповедания и положения в обществе. Дискуссия о том,
когда
еще люди чувствуют, что им надо объединяться?
Беседа
о
сущности
понятий
«суверенитет»,
«технологический суверенитет», «цифровая экономика».
Просмотр видеоролика о цифровых технологиях, вошедших
в современную жизнь многих россиян, в экономику,
образование и культуру страны. Дискуссия, в ходе которой
школьники высказывают свои мнения о возможностях и рисках,
которые появляются в связи с проникновением искусственного
интеллекта во многие сферы не только экономики, но и
культуры, образования, спорта.
Игра-викторина «Язык не для всех», в ходе которой
школьники знакомятся с новыми понятиями в области
24
О взаимоотношениях
в семье (День матери)
Что такое Родина?
(региональный и
местный компонент)
интеллектуальных вложений.
Развитие
цифровой
экономики
предполагает
выстраивание
системы
экономических, социальных и
культурных
отношений,
основанных на использовании
цифровых
информационнокоммуникационных технологий.
Появление новых профессий
связано
с
цифровизацией
экономики,
движением
к
технологическому суверенитету.
Мама — важный человек в
жизни каждого. Материнская
любовь
—
простая
и
безоговорочная.
Легко ли быть мамой?
Что для каждого человека
означает слово «Родина»? Это
родители, семья, дом, друзья,
родной город, регион, вся наша
страна и народ. Чувство любви к
цифровых технологий и с профессиями будущего.
Интерактивное путешествие по городу профессий будущего,
в ходе которого школьники знакомятся с двенадцатью
направлениями профессиональной деятельности, которые
охватывают 50 перспективных профессий.
Рефлексивная беседа, в ходе которой педагог просит
школьников завершить некоторые из предложений, например:
«Самое большое открытие, которое я сделал на этом занятии –
это
…»; «Все говорят, что без цифры сегодняшняя жизнь просто
невозможна, я с этим утверждением …»; «Если у меня спросят,
готов ли я учится всю свою жизнь, то я отвечу …»
Участие в игре «Незаконченное предложение», во время
которой каждый школьник продолжает предложение «Первое,
что приходит в голову, когда я слышу слово «мама» …»
Участие в групповом обсуждении случаев недопонимания
мам и детей.
Поиск причин этого в процессе групповой работы.
Участие в беседе о том, что делает наших мам счастливыми
Участие в беседе о том, когда каждый из нас чувствовал
гордость при виде государственных символов нашей страны.
Какова региональная символика? Что означают элементы герба,
флага?
Знакомство с традициями народов, живущих на территории
25
Мы вместе
своей Родине человек несет в
себе всю жизнь, это его опора и
поддержка. Родина – это не
просто территория, это, прежде
всего то, что мы любим и готовы
защищать.
История создания Красного
Креста.
Особенности
волонтерской
деятельности.
Волонтерство в России
Главный закон
страны
Значение Конституции для
граждан страны. Знание прав и
выполнение
обязанностей.
Ответственность
—
это
осознанное поведение
Герои нашего
времени
Россия
—
героическим
страна
с
прошлым.
России.
Участие в дискуссии о том, что объединяет людей разных
национальностей в одной стране, что им в этом помогает?
Знакомство школьников с информацией о создании в
Международного Комитета Красного Креста.
Участие в обсуждении вопроса: действительно ли создание
именно этой организации можно считать началом
волонтерского движения?
Работа в группах по составлению списка особенностей
волонтерской деятельности.
Обмен историями из жизни о волонтёрской деятельности
Участие во вступительной беседе о значении слова
«конституция» и о жизни без конституции.
Участие в обсуждении ситуаций, в которых было нарушение
прав или невыполнение обязанностей.
Участие в игре «Незаконченное предложение», во время
которой каждый школьник продолжает предложение «Нужно
знать Конституцию, потому что…»
Участие в дискуссии об осознанном поведении и личной
ответственности
Участие во вступительной беседе о непростой судьбе нашей
страны, о войнах, которые выпали на долю народа и о героизме
26
Современные герои — кто они?
Россия начинается с меня?
Новогодние семейные
традиции разных
народов России
Новый год — праздник всей
семьи. Новогодние семейные
традиции. Новогодние приметы.
Различные традиции встречи
Нового года у разных народов
России.
От А до Я.
450 лет "Азбуке"
Ивана Фёдорова
Способы
передачи
информации
до
появления
письменности. Разница между
азбукой и букварем. «Азбука»,
напечатанная
Иваном
Федоровым:
«Ради скорого младенческого
научения».
Современный человек должен
обладать функциональной
грамотностью, в том числе
налоговой. Для чего собирают
налоги? Что они обеспечивают
для граждан? Выплата налогов –
Налоговая
грамотность
тех, кто вставал на ее защиту.
Участие в дискуссии о том, есть ли место героизму сегодня?
Обсуждение мнений школьников.
Участие в игре «Качества современного героя»
Игра «Вопрос из шляпы» (Все ли вы знаете о Новом годе?)
Участие в дискуссии «Поделись новогодней традицией, которая
объединяет народы нашей страны».
Участие в беседе о том, что чаще всего мы мечтаем о
материальных подарках, но есть ли что-то, что мы хотели бы
изменить в себе в Новом году?
Участие в разговоре о новогодних приметах, подарках.
Беседа о разных способах передачи информации. Блиц-опрос
«Интересные факты об Азбуке».
Эвристическая беседа «Первая печатная «Азбука»: в чем
особенности».
Интерактивные задания, связанные с содержанием
«Азбуки».
Беседа о том, что такое налоговая система.
Блиц-опрос «Для чего государству необходим бюджет?».
Беседа «Права и обязанности налогоплательщика».
Интерактивное задание «Создай и распредели бюджет».
27
Непокоренные.
80 лет со дня полного
освобождения
Ленинграда от
фашистской блокады
Союзники России
обязанность каждого
гражданина
Российской
Федерации.
Голод,
морозы,
бомбардировки
—
тяготы
блокадного
Ленинграда.
Блокадный
паек.
Способы
выживания ленинградцев.
О провале планов немецких
войск. О героизме советских
воинов,
освободивших город на Неве.
Кто такой союзник? Какие
обязанности
он
на
себя
принимает, какими обладает
правами? Что дает заключение
союзного
договора
для
государств? Союзники России –
государства, которые разделяют
и поддерживают наши общие
традиционные
ценности,
уважают культуру, стремятся к
укреплению союзных государств
и поддерживают
Участие в блиц-опросе «Что вы знаете о блокаде
Ленинграда; каким образом город попал в кольцо; зачем Гитлер
хотел захватить город; почему Ладожское озеро называют
дорогой жизни; чем стало полное освобождение Ленинграда от
фашистской блокады для всей страны, для хода Великой
Отечественной войны?»
Беседа о том, что помогало людям выстоять в осажденном
городе.
Работа в парах с дальнейшим обобщением: почему планам
Гитлера не суждено было сбыться?
Беседа о государствах-союзниках Российской Федерации.
Блиц-опрос: «Какие традиционные ценности разделяют
союзники?».
Дискуссия: права и обязанности союзных государств.
В чем заключается союзническая поддержка? Что Россия
делает для союзников?
28
190 лет со дня
рождения Д.
Менделеева.
День российской
науки
День
первооткрывателя
их.
Цивилизация без научных
достижений.
Научные
и
технические
достижения
в
нашей стране. Вклад российских
ученых в мировую науку.
Д.И. Менделеев и роль его
достижений для науки.
Достижения
науки
в
повседневной жизни. Плюсы и
минусы научно- технического
прогресса
Россия является не только
самой большой страной в мире,
которую за ее продолжительную
историю
шаг
за
шагом
исследовали, изучали, открывали
русские
землепроходцы.
Удивительные уголки нашей
страны сегодня может открыть
для себя любой школьник.
Участие во вступительной беседе о том, какой была бы
жизнь человека без научных достижений.
Участие в беседе об основных научных и технических
достижениях в нашей стране.
Участие в интерактивном задании «Д.И. Менделеев: не
только химия».
Участие в блиц – опросе «Примеры использования
достижений науки в повседневной жизни».
Работа в группах с дальнейшим обобщением: «Плюсы и
минусы научно-технического прогресса»
Мотивационная беседа о первооткрывателях, открытиях и
удивительных местах России. Мозговой штурм, в ходе которого
школьники за 1 минуту должны назвать 15 российских городов;
за вторую минуту - 15 российских рек; за третью – 15 названий
деревьев, кустарников и цветов, которые растут в их регионе.
Просмотр
и
обсуждение
видеоролика
Русского
географического общества о русских землепроходцах.
Игра «Своя игра», в которой разыгрываются вопросы об
уникальных местах России и их первооткрывателях.
Рефлексивная беседа со школьниками, в процессе которой
они продолжают предложения, начало которых произносит
педагог:
«Я никогда не знал, что …»; «Если бы я делал пост в
29
День защитника
Отечества.
280 лет со дня
рождения Федора
Ушакова
Как найти свое место
в обществе
День защитника Отечества:
исторические
традиции.
Профессия военного: кто её
выбирает сегодня.
Смекалка в военном деле.
280-летие со дня рождения
великого русского флотоводца,
командующего
Черноморским
флотом
(1790—1798);
командующего
русскотурецкой
эскадрой
в
Средиземном
море
(1798—
1800), адмирала (1799) Ф.Ф.
Ушакова.
Что нужно для того, чтобы
найти друзей и самому быть
хорошим другом? Примеры
настоящей дружбы. Что нужно
для
того,
чтобы
создать
хорошую семью и самому быть
хорошим
семьянином.
социальных сетях по итогам нашего сегодняшнего разговора, то
я назвал бы его …»; «Каждый может стать первооткрывателем,
потому что
…».
Участие в интеллектуальной разминке «Что вы знаете о Дне
защитника Отечества».
Участие в дискуссии о причинах выбора профессии
военного.
Участие в работе в парах: знакомство с примерами военных
действий, в которых выручала смекалка.
История и современность: уроки адмирала Ушакова.
Участие в беседе о том, как жители России выражают свою
благодарность защитникам Отечества
Проблематизирующая беседа о трех слагаемых успешной
самореализации человека в обществе: дружбе, семье и
профессии.
Выступление федерального спикера (о примерах и способах
самореализации человека в различных сферах общественной
жизни).
Рефлексивная беседа «Мое будущее», в ходе которой
30
Поддержка семьи в России. Что
нужно, чтобы найти свое
призвание и стать настоящим
профессионалом.
Поддержка профессионального
самоопределения школьников в
России.
Всемирный
фестиваль молодежи
«Первым делом
самолеты».
О гражданской
авиации
Всемирный
фестиваль
молодежи – 2024. Сириус –
федеральная
площадка
фестиваля. Исторические факты
появления всемирного фестиваля
молодежи
и
студентов.
Фестивали, которые проходили в
нашей стране.
Легендарная история развития
российской
гражданской
авиации.
Героизм
конструкторов, инженеров и
летчиков-испытателей первых
российских самолетов. Мировые
рекорды российских летчиков.
школьники обсуждают вопросы о том, как найти хороших
друзей,
как
найти
спутника/спутницу
жизни,
чем
руководствоваться в выборе профессии.
Групповая работа «Что я возьму с собой во взрослую
жизнь?», в ходе которой школьники в каждой группе из набора
карточек выбирают 5 и аргументируют всему классу свой
выбор. В набор могут входить, например, карточки «умение
готовить», «умение дружить», «умение учиться», «знать
языки», «умение шутить» и
т.д.
Групповая
работа
по
созданию кластера
«Всемирный фестиваль молодежи».
Историческая
справка
об
истории
возникновения
Всемирного фестиваля молодежи.
Беседа «Эмблемы и символы фестивалей».
Дискуссия «Всемирный фестиваль молодежи – 2024 в
подробностях».
Проблематизирующая беседа «Почему человек всегда хотел
подняться в небо?», в ходе которой обсуждаются события,
связанные с первыми попытками человека «обрести крылья».
Видеоролик об истории российской авиации, от первого
полета в 1913 году на первом в мире четырехмоторном
самолете
«Русский витязь» до современных авиалайнеров "Суперджет",
31
Современное авиастроение.
Профессии,
связанные
авиацией.
с
Крым. Путь домой
Красивейший полуостров с
богатой
историей.
История
Крымского
полуострова.
Значение
Крыма.
Достопримечательности Крыма
Россия - здоровая
держава
Здоровый образ жизни –
приоритетное направление в
большинстве государств мира.
Основные
составляющие
здоровья. Современные проекты,
МС-21, Ил-114-300, Ту-214, Ил-96, "Байкал".
Интерактивная игра «33 ступеньки в небо», в ходе которой
школьники знакомятся с легендарными российскими пилотами,
испытателями, конструкторами.
Мастер-класс «Тренажер летчика», в ходе которого
школьники выполняют некоторые упражнения и задания
(например, «Компас», «Часы» и др.) которые предлагают
современным пилотам при профотборе.
Рефлексивная беседа «Я могу стать кем захочу, или уже
нет?», в ходе которой подростки рассуждают об ограничениях,
которые накладывает профессия пилота, о том, как может
реализоваться
мечта о небе, даже если нельзя стать летчиком.
Участие в беседе о географическом положении Крыма с
использованием карты.
Самостоятельная работа по изучению информации по
истории Крыма. Работа в группах с обобщением: что с древних
времен привлекало разные народы в Крымском полуострове?
Обмен мнениями: что бы вы рекомендовали посетить в
Крыму
Дискуссия «Основные правила здорового образа жизни».
Групповая работа: составление памятки о ЗОЖ.
Дискуссия «Следуешь моде – вредишь здоровью» (о тату,
пирсинге, энергетиках и т.д.).
32
Цирк! Цирк! Цирк!
(К Международному
дню цирка)
«Я вижу Землю! Это
так красиво».
связанные со
здоровьем.
Цирк как фантазийное и
сказочное искусство. Цирк в
России,
История
цирка,
цирковые династии России.
Знаменитые
на
весь
мир
российские
силачи,
дрессировщики,
акробаты,
клоуны, фокусники. Цирковые
профессии.
Главные события в истории
покорения
космоса.
Отечественные
космонавтырекордсмены.
Подготовка к полёту —
многолетний процесс.
Художественный
фильм
«Вызов» - героизм персонажей и
Просмотр видеоролика об истории цирка в России, начиная с
первого стационарного цирка, построенного в Петербурге в
1877 году.
Беседа о современном цирке, причинах его популярности у
детей и взрослых, о видах циркового искусства (клоунаде,
акробатике,
эквилибристике, гимнастике, жонглировании,
эксцентрике,
иллюзионизме,
пантомиме,
дрессировке
животных).
Мастер-класс «Фокус здесь и сейчас», в ходе которого
школьники разучивают несколько простых фокусов.
Видео-викторина «Клоун», в ходе которой школьники
знакомятся великими российскими клоунами (Юрий Никулин,
Олег Попов, Юрий Куклачев, Вячеслав Полунин).
Рефлексивная беседа о том, как важно уметь поддерживать
оптимизм в себе и в окружающих.
Участие во вступительной беседе об основных исторических
событиях в космонавтике. Самостоятельная работа в группах:
найти в интернете информацию о космонавте и сделать
сообщение для одноклассников (Герман Титов, Валентина
Терешкова, Алексей Леонов, Светлана Савицкая, Валерий
Поляков, Елена Кондакова, Сергей Крикалев, Геннадий
Падалка, Анатолий Соловьев).
Участие в беседе о трудном процессе подготовки к полёту.
33
реальных людей.
215-летие со дня
рождения Н. В.
Гоголя
Николай
Гоголь
–
признанный классик русской
литературы, автор знаменитых
«Мертвых душ», «Ревизора»,
«Вечеров на хуторе
близ
Диканьки». Сюжеты, герои,
ситуации
из
произведений
Николая Гоголя актуальны по
сей день.
Экологичное
потребление
Экологичное потребление —
способ
позаботиться
о
сохранности
планеты.
Экологические проблемы как
следствия безответственного
поведения человека.
Соблюдать эко-правила — не
так сложно
История Праздника труда.
Труд — это право или
обязанность человека?
Труд крут
Обсуждение фильма «Вызов» - в чем заключался героизм
главных действующих лиц и актрисы и режиссера фильма.
Проблематизирующая беседа «Классик есть классик», в ходе
которой школьники обсуждают, какие сюжеты, герои, ситуации
из произведений Гоголя можно было назвать современными.
Игра «Закончи фразу, ставшую крылатой», в ходе которой
школьники продолжают знаменитые фразы из произведений Н.
Гоголя.
Интерактивная игра, в ходе которой школьники по отрывкам
из телеспектаклей, кинофильмов, иллюстраций, созданных по
произведениям Николая Гоголя, называют произведение и его
главных героев.
Дискуссия, в ходе которой школьники обсуждают фразу
И.А. Гончарова «Он, смеша и смеясь, невидимо плакал…».
Участие во вступительной беседе об экологическом
потреблении.
Обсуждение
экологических
проблем,
существующих в России, и роли людей в их появлении, поиски
решений.
Работа в группах по составлению общего списка эко-правил,
которые легко может соблюдать каждый
Вступительная беседа об истории Праздника труда.
Участие в дискуссии: «Труд — это право или обязанность
человека?»
34
Работа мечты.
важные навыки
Урок памяти
Будь готов!
Ко дню детских
общественных
организаций
Русский язык.
Великий и могучий.
225 со дня рождения
А. С. Пушкина
Жизненно
История появления праздника
День
Победы.
Поисковое
движение
России.
Могила
Неизвестного
Солдата.
Семейные
традиции
празднования
Дня
Победы.
Бессмертный полк
19 мая 1922 года — день
рождения
пионерской
организации. Цель её создания и
деятельность. Распад пионерской
организации.
Причины,
по
которым дети объединяются
Неизвестный Пушкин.
Творчество Пушкина
объединяет поколения. Вклад А.
С. Пушкина в формирование
современного
литературного
русского языка.
Мозговой штурм — обсуждение критериев работы мечты.
Блиц-опрос «Владеете ли вы элементарными трудовыми
навыками?»
Участие во вступительной беседе об истории появления
праздника День Победы. Участие в беседе о том, что заставляет
тысячи человек заниматься поиском и захоронением останков
погибших защитников Отечества?
Обмен мнениями: есть ли в вашей семье традиция отмечать
День Победы? Участвует ли семья в шествиях Бессмертного
полка?
Участие во вступительной беседе о пионерской организации.
Участие в дискуссии о том, какое должно быть детское
общественное объединение, чтобы вам захотелось в него
вступить.
Участие в мозговом штурме по выдвижению причин, по
которым дети объединяются.
Участие в беседе о том, какие бывают детские общественные
объединения
Брейн- ринг «Узнай произведение по иллюстрации».
Историческая справка «Малоизвестные факты из жизни А. С.
Пушкина».
Эвристическая беседа «Мы говорим на языке Пушкина».
Интерактивные задания на знание русского языка.
35