Приложение
к основной образовательной программе
основногообщего образования
МБОУ СОШ с. Бошняково имени Дорошенкова П. И.
от 25.08.2023 г. №235-ОД
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультативного курса
«Мир Левенгука»
для 5класса
основное общее образование
(уровень)
Срок реализации: 1 год
Составлена на основе программы:
Программы элективных курсов. Биология. 5 – 9 классы. Предпрофильное
обучение. Сборник 1. – М.: Дрофа, 2022. – 176 с. – (Элективные курсы).
Автор программы: В.И.Сивоглазов, И.Б.Морзунова
СОДЕРЖАНИЕ
I. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ................................................................................... 3
II.ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ .................................... 4
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ............................................................................... 4
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ .................................................................... 4
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ............................................................................... 4
III.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ................................................................. 6
2
I. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Введение.
Биография Левенгука. Открытие Антонио Ван Левенгуком мира
одноклеточных организмов.
Работа с микроскопом – первые шаги.
Правила
техники
безопасности
при
работе
в
лаборатории.
Устройствомикроскопа.Работасмикроскопом.Изучениепрепаратовинастройканаре
зкость.Сменаувеличения.Еслиувеличениянехватает.Аберрации.
Микропрепараты. Целый мир в капле воды.
Работа с готовыми препаратами. Приготовление микропрепаратов. Мир в
капле воды: изучение микромира в капле воды из лужи, вазы с цветами, из
мясного бульона.
Клетки бывают разные.
Тайны винной пробки. Клетки-бутылки. Из чего состоит мясо.Икра:все
лучшее – малькам. Дрожжи: захватывающая жизнь маленьких грибов. Дрожжи:
не слишком ли много сладкого? Дрожжи: из холода в жару. Дрожжи:
эксперименты на выживание.
Сам себе исследователь.
Волосы. Ногти. Слюна. Зубной налет. Кожа.
Окружающий мир.
Еда: Крахмал. Крахмал после нагревания. Мед. Как портиться бульон. Зачем
варить еду? Колбаса. Молоко. Одежда: Хлопковая нить. Льняная нить. Шерсть.
Атласное плетение. Настоящая и искусственная кожа. Строительные материала:
кирпич, линолеум. Кристаллы: соль и сахар.
Всего понемножку.
Пыль. Броуновское движение. Школьный мел под микроскопом – остатки
раковинок одноклеточных организмов – фораминифер. Определение качества
мела. Микросхема. Бумажные деньги. Изучение пыльцы разных растений под
микроскопом: разнообразие по цвету и форме. Создание каталога пыльцы. Бумага.
Заключение по курсу. Подведение итогов.
3
II.ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
•
формирование устойчивой мотивации к учению;
•
формирование навыков индивидуальной и коллективной работы;
•
развитие практических навыков по работе с микроскопом;
•
развитие кругозора и приобретение знаний, которые могут стать основой
будущей профессии;
•
знания основных принципов и правил отношения к живой природе;
•
развитие познавательных интересов, направленных на изучение живой
природы;
•
развитие интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения,
анализировать, сравнивать, делать выводы и другое);
•
эстетического отношения к живым объектам.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
•
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности:
умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать
определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты,
делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать,
защищать свои идеи;
•
умение работать с разными источниками биологической информации,
анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной
формы в другую;
•
умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и
аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать
свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
•
выделение существенных признаков биологических объектов и
процессов;
•
классификация —
определение
принадлежности биологических
объектов к определенной систематической группе;
•
объяснение роли биологии в практической деятельности людей;
•
сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и
умозаключения на основе сравнения;
•
умение работать с определителями, лабораторным оборудованием;
4
•
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание
биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и
объяснение их результатов.
В ценностно-ориентационной сфере:
•
знание основных правил поведения в природе;
•
анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
В сфере трудовой деятельности:
•
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
•
соблюдение
правил
работы
с
биологическими приборами
и инструментами.
В эстетической сфере:
•
овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой
природы.
5
III.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Наименование
разделов и тем
программы
Введение.
Работа с
микроскопом –
первые шаги.
3
Микропрепараты.
Целый мир в
капле воды.
4
Клетки бывают
разные.
5
Сам себе
исследователь.
6
Окружающий
мир.
7
Всего
понемножку.
8
Заключение по
курсу.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
1
2
Количество
часов
Всего
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
1
2
https://infourok.ru/
https://www.yaklass.ru/
4
https://infourok.ru/
7
https://bigenc.ru/
2
https://reader.lecta.rosuchebnik.ru/
9
https://resh.edu.ru/
8
https://www.yaklass.ru/
1
https://www.yaklass.ru/
34
6