Утверждено приказом
от 25.08.2023 № 325-ОД
(Приложение
к основной образовательной программе
начального общего образования)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Краеведение»
для 2- 4 класса
начальное общее образование
(уровень)
Направления: социальное
Срок реализации: 3 года
Составлена на основе примерной программы: Примерная программа по
учебному курсу «Краеведение» для обучающихся 2–4-х классов Сахалинской
области/ Министерство образования Сахалинской областиГосударственное
бюджетное образовательное учреждениедополнительного профессионального
образования«Институт развития образования Сахалинской области»(ГБОУ
ДПО ИРОСО). – Южно-Сахалинск, 2020
Автор
программы:
Государственное
бюджетное
образовательное
учреждениедополнительного
профессионального
образования«Институт
развития образования Сахалинской области»(ГБОУ ДПО ИРОСО)
СОДЕРЖАНИЕ:
Содержание
программы
внеурочной
деятельности
«Краеведение»
2 класс
3 класс
4 класс
Планируемые результаты освоения программы внеурочной
деятельности «Краеведение»
Личностные результаты
Метапредметные результаты
Предметные результаты
Тематическое планирование
2 класс (34 часов)
3 класс (34 часов)
4 класс (34 часов)
3
3
5
7
10
10
10
12
14
14
15
16
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «КРАЕВЕДЕНИЕ»
2 класс (34 ч)
Раздел «Где мы живём»
Родной край — Сахалинская область
Знакомство с целями и задачами учебного курса. Имя родного края Сахалинская область. Образование Сахалинской области.
Сахалинская область на карте.
Место Сахалинской области на карте мира, страны-соседи.
МестоСахалинской области карте Российской Федерации, субъектысоседи.Очертания Сахалинской области. Состав Курильских островов:
БольшаяКурильская гряда (Северные, Средние и Южные Курилы) и
МалаяКурильская гряда.
Родной край. Главные государственные символы Сахалинской областии
своего родного города (села).
Главные государственные символы Сахалинской области: герб,
флаг.История
зарождения
герба
и флага. Отличительные
знаки
государственныхсимволов герба и флага Сахалинской области от герба и флага
России.
Гербостровной
столицы
Сахалинской
области–ЮжноСахалинска.Государственные символы своего города (села). История их
зарождения.
Родной край. Многонациональное население Сахалинской области.
Национальный состав населения Сахалинской области; язык,
культура,традиции.
Жилища,
быт,
хозяйственная
деятельность
и
культура
коренныхмалочисленных народов Севера.
Какой народ можно считать коренным народом Сахалинской области?
Айны, нивхи, уильта, нанайцы, эвенки: путь на остров Сахалин.
Местарасселения коренных народов. Нанайские сказки «Айога», «Заяц и
сорока»,«Синичка» и др. Сказка как жанр. Отражение народной мудрости в
сказке.Уроки сказки.
Город и село.
Характерные особенности городских и сельских поселений. Сахалинской
области. Преимущественные занятия жителей города и села.Наш город (село):
история зарождения и развития.
Значение труда в жизни человека и общества Сахалинской области.
Составные части экономики Сахалинской области.
Раздел «Природа»
Водные богатства Сахалинской области: моря, реки, озера.
Моря, омывающие Сахалинскую область, крупные реки и озёра
ихрасположение, очертания, основные природные особенности.
Опасные природные явления Сахалинской области.
Опасные
природные
явления
Сахалинской
области.
Явление«землетрясение».
Предвестники
землетрясений.
Профессия
«сейсмолог».Правила
3
поведения и способы спасения при землетрясениях. Почемуизвергаются
вулканы. Предвестники извержения вулкана. Профессия«геофизик». Правила
поведения и способы спасения при изверженияхвулканов.
Природные пожары в Сахалинской области.
Какие пожары бывают. Что такое природный пожар? Чем
опасенприродный пожар. Профессия пожарный. Правила поведения и способы
спасения при пожаре.
Заглянем в подземные кладовые острова Сахалин и Курильскихостровов
Горные породы Сахалинской области: песчаник, глина, гранит,
уголь,нефть, базальт, пемза.
Дикорастущие растения Сахалинской области: деревья, кустарники,травы,
грибы.
Распространённые деревья, кустарники и травы Сахалинской
области.Красная книга Сахалинской области: растения и грибы.
Дикие животные Сахалинской области.
Распространённые дикие животные Сахалинской области. Краснаякнига
Сахалинской области: животные.
Культурные растения Сахалинской области.
Основные культурные растения Сахалинской области, их роль в
жизничеловека.
Домашние животные в Сахалинской области.
Основные группы домашних животных в Сахалинской области, ихроль в
жизни человека.
Взаимосвязи в природе.
Сезонные изменения в жизни растений и животных родного
края.Взаимосвязи живой и неживой природы. Сезонные явления, характерные
дляродного края в разные времена года.
Раздел «Культура и образование»
Культура и образование в Сахалинской области
Учреждения культуры (музей, театр, выставочный зал, концертный
зал,библиотека) и образования (школа, лицей, гимназия, колледж, университет)
вСахалинской области, городе (селе), их роль в жизни человека и
общества.Разнообразие музеев, музеи Сахалинской области, носящие имя А.П.
Чехова.
Раздел «Путешествия»
Путешествие по своему муниципальному образованию.Мой родной город
(село), в котором я живу. В состав какогомуниципального образования’
Сахалинской
области
он
(оно)
входит?Административный
центр
муниципального
образования,
история
основания,основные
достопримечательности.
Путешествие
по
Сахалинской
области.
Главные
города–
административные центры муниципальных образований.
Муниципальные
—
образования
Сахалинской
области.
ГородаСахалинской области.
4
Путешествие по столице островного края — Южно-Сахалинску.
Город Южно-Сахалинск, как город областного значения и
административный центр Сахалинской области. Первоначальные сведения
обистории основания города. План Южно-Сахалинска. Герб ЮжноСахалинска.основные достопримечательности города.
3 класс (34 ч)
Раздел «Природа»
Природа. Природные сообщества в Сахалинской области.
Разнообразие природы родного края. Основные природные сообщества
Сахалинской области. Ценность родной природы для жителей
Сахалинскойобласти.
Леса Сахалинской области.
Листопадные и хвойные леса Сахалинской области.
Луга Сахалинской области.
Природное сообщество (луг).
Озёра и болота в Сахалинской области.
Озёра и болота как природные сообщества.
Обломочные породы Сахалинской области
Знакомство
с
обломочными
горными
породами
острова
Сахалин,Курильских островов и своей местности, их виды: галька, гравий,
валуны, и глыбы, характерные черты.
Экология. Экологические проблемы Сахалинской области: причины
ипоследствия. Охрана природы родного края.
Что изучает экология. Состояние экологии в Сахалинской
области:атмосферный воздух, водные ресурсы, состояние растительного и
животногомира.
Охрана природы в Сахалинской области.
Изучение
природоохранных
территорий
своего
муниципальногообразования.
Особенности
природоохранных
территорий
своего
муниципальногообразования.
Памятники природы в Сахалинской области.
Охрана памятников природы в Сахалинской области. Местныйпамятник
природы.
Раздел «Наша безопасность»
Природа и наша безопасность. Обвалы, оползни, снежные лавины
вСахалинской области. Климатические опасные явления: ураганы, бури,грозы,
смерчи.
Почему случаются обвалы и оползни. Почему бывает сель.
Опасностьсхода снежных лавин в Сахалинской области. Наука «гляциология».
Правилаповедения зимой в горах, способы спасения при обвалах/оползнях,
селевыхпотоках и снежных лавинах. Что изучает наука «метеорология». Ураган
ибуря. Бывает ли в Сахалинской области смерч? Опасность — гроза.
5
Раздел «Мы и наше здоровье»
Опасные инфекционные болезни. Основы ЗОЖ и профилактика
инфекционных болезней.
Коронавирусная инфекция, грипп, пневмония, туберкулез, холера и др.
Профилактические
прививки:
быть
или
не
быть?
Рацион
здоровогопитания.
Раздел «Общество»
Социокультурное сообщество Сахалинской области.
Мы — граждане России, жители Сахалинской области, люди
разныхпоколений,
различных
взглядов,
социальных
групп.
Государственныесимволы Сахалинской области. Глава региона. Главы
муниципальныхобразований.
Коренные малочисленные народы Севера.
Быт,
хозяйственная
деятельность,
традиционные
жилища
и
промыслыуйльта и эвенков. Уйльтинский фольклор. Сказка-потешка «Птичкасиничка».
Эвенкийская
литература.
Творчество
Семена
АлександровичаНадеина. Сказки «Олопотык и карав», «Коварство соболя»,
«Самыйсильный» и др. Мастерство писателя. Выражение в фольклоре
национальныхчерт характера.
Раздел «Экономика»
Полезные ископаемые Сахалинской области: уголь, нефть, газ.
Наиболее
важные
в
экономике
Сахалинской
области
полезныеископаемые. Значение, способы добычи и охрана.
Нефтегазовой комплекс Сахалинской области.
Добыча нефти и газа, проекты «Сахалин-1» и «Сахалин-2», первый
вРоссии завод по производству сжиженного природного газа. Профессии
внефтегазовой отрасли.
Растениеводство.
Основные–отрасли растениеводства Сахалинской области:овощеводство,
плодово-ягодное хозяйство. Продукция растениеводства.Профессии в отрасли
растениеводства.
Животноводство.
Животноводство
—
отрасль
сельского
хозяйства:
свиноводство,птицеводство,
скотоводство
в
Сахалинской
области.
Продукцияживотноводства. Профессии в отрасли животноводства.
Рыболовство.
Добыча
рыбы
и
морепродуктов
в
Сахалинской
области.
Продукциярыболовства. Профессии в отрасли рыболовства.
Раздел «Путешествия»
На севере острова Сахалин.
Города и села на севере острова Сахалин: географическое
положение,история, экономика, достопримечательности (Оха, Ноглики и
Чайво).
На западном побережье о. Сахалин.
6
Города и села западного побережья: географическое положение,история,
экономика, достопримечательности (Александровск-Сахалинский,Углегорск,
Красногорск).
В центральной части острова Сахалин.
Города и села центральной части острова: географическое
положение,история, экономика, достопримечательности (Тымовское, Смирных,
Буюклы,Поронайск).
На юге острова Сахалин.
Города
на
юге:
географическое
положение,
история,
экономика,достопримечательности (Долинск, Невельск, Холмск, Корсаков).
На Курильских островах.
Главные
города
и
населённые
пункты
Курильских
островов:географическое
положение,
история,
экономика,
достопримечательности(Северо-Курильск, Курильск, Южно-Курильск).
Наши ближайшие соседи.
Япония, Северная Корея, Южная Корея, Китай, их столицы
идостопримечательности.
4 класс (34 ч)
Раздел «Земля и человечество»
Мир глазами археолога.
Понятие об археологии как науке. Источники исторических сведенийна
примере родного края. Значение археологии, архивов и музеев дляизучения
истории.
Мир глазами эколога.
Сохраним красоту и здоровье природы Сахалинской области(экскурсия в
природное сообщество).
Мир глазами этнографа: айны, нанайцы, нивхи.
Места проживания айнов, нанайцев, нивхов. Жилища, быт их
хозяйственная деятельность. Традиционная одежда. Культура.
Мир глазами писателя. Владимир Михайлович Санги и его роль
всоздании нивхской письменности.
ВМ. Санги как основатель нивхской литературы, создательписьменности
восточно-сахалинского диалекта нивхского языка. Обзортворчества В. М.
Санги. Сказки «Бурундук, кедровка и медведь», «Мудраянерпа», «Кыкык»,
«Тюлени и камбала» и др. в пересказе и переводе В.М.Санги. Герои сказки.
Моральная оценка поступков героев. Сходство иразличие нивхских и русских
народных сказок.
Раздел «Природа родного края»
Равнины и горы Сахалинской области.
Географические
особенности
расположения
СевероСахалинскойравнины, Тымь-Поронайской равнины, Сусунайской равнины,
Восточно-Сахалинских гор, Западно-Сахалинских гор, Сусунайского хребта.
Характеристика крупнейшей реки, моря или озера Сахалинскойобласти.
7
Происхождение названия выбранного для описания водного объекта,его
природные особенности и экологические проблемы.
Растительный мир морей вокруг Сахалинской области.
Растения морей Сахалинской области, их роль в природе и
жизничеловека.
Красная книга растений Сахалинской области.
Красная книга растений Сахалинской области. История создания.
РольКрасной книги растений Сахалинской области в охране редких
иисчезающих растений.
Животный мир морей вокруг Сахалинской области (экскурсия
вкраеведческий музей или виртуальная экскурсия).
Животные морей Сахалинской области, их роль в природе и
жизничеловека.
Красная книга животных Сахалинской области.
Красная книга животных Сахалинской области. История создания.Роль
Красной книги животных Сахалинской области в охране редких иисчезающих
растений.
Характеристика природной зоны, в которой мы живём.
Природная зона тайги: особенности почв, состава древесных
пород,животные.
Опасные природные явления в Сахалинской области. Внимание -цунами!
Опасность наводнения.
Явление «цунами». Есть ли у цунами предвестники? Правилаповедения и
способы спасения при опасности волн цунами. Почемупроисходят наводнения.
Правила поведения при опасности наводнения.
Раздел «Страницы истории родного края»
Остров Сахалин и Курильские острова в древности и средневековье.
Первые люди на острове Сахалин и Курильских островах.
Ледниковыйпериод. Сухопутные мосты. Древние люди островов и их занятия.
Крепостиэпохи средневековья на острове Сахалин. Военные экспедиции
монголов наостров Сахалин.
Время отважных путешественников.
Открытие
острова
Сахалин
и
Курильских
островов
русскимиземлепроходцами. И.Ю. Москвитин, В. Д Поярков, В.В. Атласов.
Перваярусская кругосветная экспедиция И.Ф. Крузенштерна. Экспедиция
Г.И.Невельского и ее значение.
Спор за территорию острова Сахалин и Курильских островов
междуРоссией и Японией.
Трудные
переговоры
второй
половины
ХХ
века.
СанктПетербургскийдоговор 1875 г.
Заселение и освоение острова русскими людьми во второй половине ХIХ
века.
Сахалинская каторга. Хозяйство и быт русских поселенцев. А.П. Чехово
жизни сахалинских поселенцев и каторжан.
8
Русско-японская война 1904-1905 года.
Вторжение японцев на остров Сахалин. Оборонительные бои
русскихпартизан. Подвиг крейсера Новик. Потеря Россией южного Сахалина.
Отмена каторги на острове Сахалин.
Северный Сахалин в составе Советского Союза.
Установление советской власти. Александровск-Сахалинский —главный
город северного Сахалина. Хозяйство северного Сахалина:нефтяная, угольная,
лесная, рыбодобывающая промышленность.
Южный Сахалин в составе Японии.
Губернаторство Карафуто. Тоёхара — столица губернаторстваКарафуто.
Освоение природных богатств южного Сахалина. Принудительноепереселение
корейцев на юг Сахалина, их непосильный труд на японскихпредприятиях.
Северный Сахалин в годы Великой Отечественной войны.
«Больше
нефти
для
наших
боевых
кораблей,
танков
и
самолетов!».Завершение строительства нефтепровода на материк Оха —
Софийск-на-Амуре. Сбор средств всенародной помощи фронту.
Советско-японская война 1945 г.
Япония
—
союзница
фашистской
Германии.
Вступление
СоветскогоСоюза в войну с Японией. Разгром японский войск на Курильских
островах июжном Сахалине. Герои боев за южный Сахалин и Курильские
острова.
Капитуляция Японии. Вхождение южного Сахалина и Курильских
островов всостав Советского Союза.
Мирное развитие Сахалина и Курильских островов.
Образование
Сахалинской
области
2
января
1947
года.
Восстановлениегородов и сел. Массовое переселение на остров Сахалин и
Курильскиеострова советских людей. Создание авиационных и морских
портов.Развитие нефтяной и угольной промышленности. Строительство
школ,больниц, учреждений культуры. Знаменитые земляки, прославившие
себятрудом.
Сахалинская область сегодня.
Глава области — губернатор. (Сахалинская областная Дума
иПравительство
Сахалинской
области.Устав
(Сахалинской
области.Общественная палата Сахалинской области.
Российского владения земля!
Попытки Японии вернуть Курильские острова. Конституция РФ озащите
территориальной целостности страны (статья 67).
9
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
В результате изучения учебного курса «Краеведение», сопряженного с
учебным предметом «Окружающий мир» на уровне начального общего
образования у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные,
познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как
основа умения учиться.
Личностные результаты:
1)
формирование
основ
гражданской
идентичности,
своей
этническойпринадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи,
представителянарода, гражданина России, чувства сопричастности и гордости
за своюмалую родину, историю Сахалинской области, осознание
ответственности заблагополучие родного края;
2) уважительное отношение к иному мнению, истории и
культуренародов, проживающих на территории Сахалинской области;
3) знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
4) развитие этических чувств — стыда, вины, совести как
регуляторовморального поведения; понимание чувств других людей и
сопереживание им;
5) установка на здоровый образ жизни;
6) основы экологической культуры: принятие ценности природногомира
Сахалинской области, готовность следовать в своей деятельностинормам
природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающегоповедения;
7) формирование эстетических чувств на основе наблюдений заприродой
Сахалинской области, знакомства с многонациональной культуройродного
края.
Метапредметные результаты
Метапредметными результатами изучения курса «Краеведение»является
формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
1) принимать и сохранять учебную задачу;
2) учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новомучебном
материале в сотрудничестве с учителем,
3) планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
иусловиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане,
4) учитывать установленные правила в планировании и контролеспособа
решения;
5) осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
6) оценивать правильность выполнения действия на уровне
адекватнойретроспективной оценки соответствия результатов требованиям
даннойзадачи;
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
1)осуществлять поиск необходимой информации для выполненияучебных
10
заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий,справочников
(включая — электронные, цифровые), в открытоминформационном
пространстве, в том числе контролируемом пространствеИнтернета;
2) осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации
обокружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью
инструментовИКТ;
3) использовать знаково-символические средства, в том числемодели
(включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) длярешения задач;
4)проявлять познавательную инициативу в учебномсотрудничестве;
5) строить сообщения в устной и письменной форме;
6) ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
7) основам смыслового восприятия художественных ипознавательных
текстов, выделять существенную информацию из сообщенийразных видов (в
первую очередь текстов);
8) осуществлять анализ объектов с выделением существенных
инесущественных признаков;
9) осуществлять синтез как составление целого из частей;
10) проводить сравнение и классификацию по заданнымкритериям;
11) устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом
кругеявлений;
12) строить рассуждения в форме связи простых суждений обобъекте, его
строении, свойствах и связях.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
1)
адекватно
использовать
коммуникативные,
прежде
всего
речевые,средства для решения различных коммуникативных задач, строить
монологическое высказывание (в том числе сопровождая егоаудиовизуальной
поддержкой), владеть диалогической формойкоммуникации, используя в том
числе средства и инструменты ИКТ идистанционного общения;
2) допускать возможность существования у людей различных
точекзрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и
ориентироваться напозицию партнера в общении и взаимодействии;
3) учитывать разные мнения и стремиться к координации
различныхпозиций в сотрудничестве;
4) формулировать собственное мнение и позицию;
5)
договариваться
и
приходить
к
общему
решению
в
совместнойдеятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов,
6) строить понятные для партнера высказывания, учитывающие,
чтопартнер знает и видит, а что нет;
7) задавать вопросы;
8) контролировать действия партнера;
9) использовать речь для регуляции своего действия;
10) адекватно использовать речевые средства для решенияразличных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание,владеть
11
диалогической формой речи.
Предметные результаты
В результате изучения учебного предмета «Краеведение»,сопряженного с
интегрированным курсом «Окружающий мир» обучающиесяна ступени
начального общего образования:
- получат возможность расширить, систематизировать и углубить
исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях
каккомпонентах
единого
мира,
овладеть
основами
практикоориентированныхзнаний о природе, человеке и обществе, приобрести
целостный взгляд на мирв его органичном единстве и разнообразии природы,
народов, культур ирелигий; лучше узнать свою малую родину - Сахалинскую
область;
- обретут чувство гордости за свою малую родину – Сахалинскуюобласть,
осознают свою этническую и национальную принадлежность вконтексте
ценностей
многонационального
российского
общества,
а
такжегуманистических
и
демократических
ценностных
ориентаций,способствующих
формированию
российской
гражданской
идентичности;
- приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностногоотношения к
миру природы и культуры Сахалинской области;
- получат возможность осознать своё место в мире на основе
единстварационально-научного
познания
и
эмоционально-ценностного
осмысленияличного опыта общения с людьми, обществом и природой, что
станетосновой уважительного отношения к иному мнению, истории,
культуредругих народов, проживающих на территории Сахалинской области;
- изучат растительный и животный мир Сахалинской области;
- познакомятся с традициями и устоями коренных народов
островаСахалин и Курильских островов, с творчеством поэтов и
писателейСахалинской области.В результате изучения курса выпускники
заложат фундамент своейрегиональной идентичности, экологической и
культурологическойграмотности, получат возможность научиться соблюдать
правила поведенияв мире природы и людей, правила здорового образа жизни,
освоятэлементарные
нормы
адекватного
природе
и
культуросообразногоповедения в окружающей природной и социальной среде.
Выпускник научится:
- называть субъект РФ — Сахалинскую область, находить на карте
Сахалинскую область (о.Сахалин, Курильские острова), г. ЮжноСахалинск
— главный город Сахалинской области;
- различать государственные символы Сахалинской области — флаг,герб;
- приводить примеры народов, проживающих на территорииСахалинской
области, описывать их обычаи, характерные особенности быта;
- приводить примеры учреждений культуры и образованияСахалинской
области, своего города (села);
12
- находить и показывать на карте Сахалинской области моря,омывающие
Сахалин и Курильские острова, реки и озёра Сахалина;
- узнавать важнейшие природные объекты своего села, города, области;
- определять смену времён года в родном крае на основе наблюдений;
- наблюдать за погодой своего края;
давать
краткую
характеристику
на
основе
наблюдений
особенностямповерхности родного края;
называть,
давать
краткую
характеристику
на
основе
наблюденийводоёмам родного края;
- описывать полезные ископаемые родного края (2-3 примера);
- называть и давать краткую характеристику на основе
наблюденийрастениям родного края;
- называть и давать краткую характеристику на основе
наблюденийживотным родного края;
- описывать природные сообщества родного края (2—3 примера наоснове
наблюдений);
описывать
положительное
и
отрицательное
влияние
деятельностичеловека на природу родного края (на примере окружающей
местности);
- описывать главный город Сахалинской области — ЮжноСахалинск:достопримечательности, история и характеристика отдельных
историческихсобытий, связанных с ним;
- воспринимать родной край как частицу России; давать
описание(характеристику) родного села, города (населённого пункта),
региона:название,
основные
достопримечательности,
музеи,
театры,
спортивныекомплексы и пр.;
- особенности труда людей родного края, их профессии;
- различать прошлое, настоящее, будущее своего родного края;
- понимать место Сахалинской области в истории России;
- принимать посильное участие в охране памятников природы, историии
культуры своего края;
использовать
различные
источники
информации
(на
бумажных,электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с
цельюпоиска информации о Сахалинской области, родном городе (селе)
длясоздания собственных устных или письменных высказываний.
Использование
краеведческого
материала
способствует
активизацииучебного процесса, пробуждает интерес к знаниям, оказывает
благотворноевлияние на патриотическое воспитание младших школьников,
воспитываетучеников в духе любви к родному краю, развивает кругозор.
В процессе освоения материала у школьников формируются
базовыеумения: работать с краеведческой литературой, анализировать
полученнуюинформацию,
применять
коммуникативные
навыки,
использоватьисторические знания в учебной и внешкольной деятельности, в
современномполикультурном мире, полиэтническом и многоконфессиональном
13
обществе.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 класс
№
1
2
3
4
Название разделов, больших тем
Где мы живем
Природа
Культура и образование
Путешествия
Итого:
Всего
часов
14
12
3
5
34
в том числе:
практ.
Контр.
5
2
9
2
1
3
16
14
3 класс
№
1
2
3
4
5
6
Название разделов, больших тем
Природа
Наша безопасность
Мы и наше здоровье
Общество
Экономика
Путешествия
Итого:
Всего
часов
8
2
2
10
5
7
34
в том числе:
практ
контр
3
2
4
1
1
9
15
№
1
2
3
Итого:
4 класс
Наименование разделов, больших
тем
Земля и человечество
Природа родного края
Страницы истории родного края
Всего
часов
8
14
12
34
в том числе:
практ
контр
3
3
-
16