Рассмотрено
на заседании педагогического совета
протокол № 12 от 24.06.2021
Рассмотрено на заседании
Совета учащихся
протокол № 2 от 24.06.2021
Рассмотрено на заседании
родительского комитета
протокол № 2 от 24.06.2021
Утверждено
приказом директор школы
№ 244-ОД от 24.06.2021 года
Положение
о формах, периодичности и порядке проведения текущего контроля успеваемости
и промежуточной аттестации обучающихся
МБОУ СОШ с.Бошняково имени Дорошенкова П.И.
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о формах, периодичности и порядке текущего
контроля
успеваемости
и
промежуточной
аттестации
обучающихся
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней
общеобразовательной школы с.Бошняково Углегорского городского округа
Сахалинской области имени Дорошенкова Павла Ивановича (далее – Положение),
разработано в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в
Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, приказом Министерства
просвещения РФ от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования», Уставом
образовательной организации.
1.2. Настоящее Положение определяет формы, периодичность и порядок
текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в
МБОУ СОШ с.Бошняково имени Дорошенкова П.И. и обеспечивает повышение
качества результатов образовательного процесса в соответствии с требованиями
федерального государственного образовательного стандарта общего образования,
объективную оценку усвоения учащимися образовательных программ каждого
учебного года и курса в целом.
1.3. Изменения и дополнения в настоящее Положение принимаются
педагогическим советом школы.
II. Организация текущего контроля успеваемости
2.1. Систематическая проверка учебных достижений учащихся на текущих
занятиях в соответствии с учебной программой осуществляется текущим
контролем успеваемости обучающихся.
2.2. Текущий контроль успеваемости обучающихся (далее - текущий
контроль) проводится с целью:
- оценки качества освоения обучающимися содержания компонентов какой-либо
части (темы) учебного предмета учебного плана в процессе и по окончании её
изучения и определения уровня
сформированности
ключевых
образовательных компетенций обучающихся (на основании соответствующего
локального акта образовательной организации);
- установления соответствия уровня освоения учащимися программ учебных
предметов учебного плана требованиям федеральных государственных
образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего
общего образования;
- контроля за реализацией основных общеобразовательных программ;
- принятия организационно-педагогических решений по совершенствованию
образовательного процесса.
2.3. Формы осуществления текущего контроля успеваемости обучающихся
определяются педагогом с учётом предусмотренных календарно-тематическим
планированием типов учебных занятий по учебному предмету.
2.4. Текущий контроль успеваемости обучающихся осуществляется
самостоятельно педагогом, ведущим урок.
Педагог, осуществляющий текущий контроль успеваемости обучающихся,
обязан на первом занятии довести до сведения обучающихся критерии их
аттестации в рамках текущего контроля успеваемости.
2.5. Отметки, полученные обучающимися за выполнение работ
контролирующего характера, являются окончательными и не подлежат
изменению.
2.6. Выставление неудовлетворительных отметок в ходе текущего
контроля успеваемости не допускается в адаптационный период:
- в начале учебного года: обучающимся, перешедшим на новый уровень общего
образования, в течение трех недель; остальным учащимся - в течение первых 2-х
недель; учащимся, приступившим к изучению нового предмета учебного плана - в
течение месяца;
-на первых (1-2) уроках после каникул;
-на первых (1-2) уроках после длительного отсутствия обучающегося по
уважительной причине.
2.7. Оценке по итогам учебного периода подлежит уровень освоения
обучающимися основной общеобразовательной программы в соответствии с
федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего , основного общего и среднего общего образования по всем предметам
учебного плана.
2.8. Зачёт результатов освоения основной общеобразовательной
программы по учебным предметам обучающимися, временно получающими
образование в санаторных школах, реабилитационных общеобразовательных
учреждениях, по итогам учебного периода осуществляется на основании данного
локального акта .
2.9. Оценка по итогам учебного периода обучающихся, пропустивших
значительную часть учебного времени, проводится в конце этого периода с целью
установления фактического уровня знаний по учебным предметам.
2.10. Письменное уведомление, содержащее указание на учебные
предметы, по которым должен быть установлен фактический уровень знаний по
итогам учебного периода, направляется родителям (законным представителям)
обучающегося, пропустившего значительную часть учебного времени, не позднее
чем за неделю до окончания учебного периода. В уведомлении отражаются также
даты и формы установления фактического уровня знаний по учебным предметам.
Копия уведомления с подписью родителей (законных представителей) хранится в
организации. Ответственность за своевременную явку обучающегося,
пропустившего значительную часть учебного времени, в организацию для
установления фактического уровня знаний по итогам определённого учебного
периода несут родители (законные представители).
2.11. Отметки по каждому учебному предмету учебного плана по итогам
учебного периода выставляются за 2-3 дня до его окончания и определяется как
среднее арифметическое текущих отметок и выставляется целым числом в
соответствии с правилами математического округления.
2.12. Отметка считается обоснованной при наличии у обучающегося в
классном журнале не менее трёх текущих отметок по предмету. В случае
отсутствия у обучающегося необходимого количества отметок и в целях
установления фактического уровня освоения им содержания компонентов какойлибо части (темы) учебного предмета учебного плана педагогом проводятся
дополнительные мероприятия контролирующего характера.
2.13. В случае несогласия обучающегося, его родителей (законных
представителей) с выставленной за учебный период отметкой по предмету,
обучающийся, его родители (законные представители) имеют право обжаловать
выставленную отметку в комиссии по урегулированию споров между
участниками
образовательных
отношений,
деятельность
которой
регламентируется локальным актом учреждения.
2.14. По итогам учебного периода педагог разрабатывает план-коррекцию
ликвидации
пробелов
в
знаниях
обучающихся,
получивших
неудовлетворительную отметку по учебному предмету
III. Организация промежуточной аттестации
3.1. Освоение образовательной программы начального общего, основного
общего и среднего общего образования, в том числе отдельной части или всего
объёма учебного предмета образовательной программы сопровождается
промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных
учебным планом, и в порядке, установленном ОО.
3.2. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по
одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям)
образовательной программы или не прохождение промежуточной аттестации
при
отсутствии
уважительных
причин
признаются
академической
задолженностью.
3.3. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность.
3.4.Образовательная организация, родители (законные представители)
несовершеннолетнего обучающегося, обеспечивающие получение обучающимся
общего образования в форме семейного образования ( при наличии таковых) ,
обязаны создать условия обучающемуся для ликвидации академической
задолженности и обеспечить контроль за своевременностью её ликвидации.
3.5. Обучающиеся, имеющие академическую задолженноть, вправе пройти
промежуточную аттестацию по соответствующему учебному предмету, курсу,
дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые ОО, в пределах
одного года с момента образования академической задолжности. В указанный
период не включаются время болезни обучающегося, нахождение его в
академическом отпуске или в отпуске по беременности и родам.
3.6. Для проведения промежуточной аттестации обучающихся, имеющих
академическую задолженность, во второй раз создается комиссия.
3.7. Не допускается взимание платы за прохождение промежуточной
аттестации.
3.8. Обучающиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по
уважительным причинам или имеющие академическую задолженность,
переводятся в следующий класс условно.
В личное дело обучающегося вносится запись «условно переведён».
3.9.Обучающиеся ОО, не ликвидировавшие в установленные сроки
академической задолженности с момента её образования, по усмотрению их
родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение,
переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в
соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо
на обучение по индивидуальному учебному плану.
3.10. Обучающиеся по образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования в форме семейного воспитания
(при наличии таковых), не ликвидировавшие в установленные сроки академической
задолженности, продолжают получать образование в школе.
3.11. Промежуточная аттестация учащихся проводится с целью определения
уровня
достижения
планируемых
результатов
освоения
основной
общеобразовательной программы за учебный год по всем предметам учебного
плана.
Учащиеся, обучающиеся по индивидуальным учебным планам,
аттестуются по всем предметам учебного плана.
3.12. Промежуточная
аттестация
обучающихся
образовательной
организации проводится в 1-4,5-8,10 классах в сроки фиксируемые
и
утвержденные в календарном графике.
3.13. Формы проведения промежуточной аттестации по предметам
устанавливаются педагогическим советом образовательной организации и
отражаются в учебном плане школы.
3.14. В период проведения повторной промежуточной аттестации
обучающихся создаются аттестационные комиссии, деятельность которых
регламентируется локальным актом организации.
График проведения промежуточной аттестации обучающихся, состав
аттестационных комиссий утверждаются руководителем организации и доводятся
до сведения участников образовательных отношений не позднее, чем за две
недели до начала промежуточной аттестации.
3.15. Материалы для проведения промежуточной аттестации обучающихся
разрабатываются учителем-предметником, рассматриваются на заседании
методического совета и утверждаются директором организации не позднее, чем за
две недели до начала промежуточной аттестации.
3.16. Отметки, полученные обучающимися на промежуточной аттестации,
отражаются в классных журналах на предметных страницах с согласно графика
проведения и доводятся до сведения обучающихся и их родителей (законных
представителей).
3.17. Итоговая отметка за учебный период (четверть/полугодие)
выставляется обучающимся на основе результатов текущего контроля
успеваемости при условии их наличия: не менее трёх отметок при учебной
нагрузке 1-2 часа в неделю; более трёх при учебной нагрузке более 2 часов в
неделю.
Годовая отметка по каждому учебному предмету учебного плана
выставляется обучающимся, успешно прошедшим промежуточную аттестацию, и
определяется путём вычисления среднего арифметического отметок за учебные
периоды и отметки, полученной обучающимся на промежуточной аттестации, и
выставляется целым числом в соответствии с правилами математического
округления.
3.18. Обучающиеся, освоившие в полном объёме соответствующую
образовательную программу учебного года, успешно прошедшие промежуточную
аттестацию, переводятся в следующий класс по решению педагогического совета
в соответствии с его компетенцией. Решение о переводе в следующий класс
оформляется приказом по школе.
3.19. Аттестация обучающихся, условно переведённых в следующий
класс, по соответствующему учебному предмету (предметам) проводится по мере
готовности обучающихся в течение учебного года. МБОУ СОШ с.Бошняково
обязана создать условия обучающимся для ликвидации задолженности и
обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации.
3.20. При положительном результате аттестации обучающегося, условно
переведённого в следующий класс, педагогический совет принимает решение о
переводе обучающегося в класс, в который он был переведён условно, с
соответствующей записью в личном деле обучающегося.
3.21. Обучающимся, не прошедшим промежуточную аттестацию по
уважительным причинам, устанавливаются дополнительные сроки её
прохождения.
IV. Система оценивания образовательных достижений обучающихся
при текущем контроле и промежуточной аттестации
4.1. Система оценивания включает аттестацию учащихся, технологию
оценивания, виды и формы контроля результатов освоения образовательной
программы начального общего, основного общего и среднего общего
образования, призвана обеспечить комплексный подход к оценке предметных,
метапредметных и личностных результатов школьников, накопленных в
Портфолио.
4.2. В первом классе исключается система балльного (отметочного)
оценивания. Допускается лишь словесная объяснительная оценка. Оцениванию не
подлежат: темп работы ученика, личностные качества школьников, своеобразие
их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп
деятельности и др.).
Успешность освоения учебных программ обучающихся 1 класса
оценивается уровнями достижений по учебному предмету :
Качество освоения программы
Уровень достижений
90-100%
высокий
66 -89%
повышенный
50 -65 %
средний
меньше 50%
ниже среднего
Успешность освоения учебных программ обучающихся со 2 (со 2 учебной
четверти) по 11 класс определяется по пятибалльной шкале оценивания:
«5» (отлично);
«4» (хорошо);
«3» (удовлетворительно);
«2» (неудовлетворительно).
4.3. Пятибалльная шкала в соответствии с ФГОС соотносится с 3-мя уровнями успешности
(необходимый/базовый, программный и максимальный). Перевод отметки в пятибалльную шкалу
осуществляется по следующей схеме:
Качество
освоения программы
95-100 %
86-94 %
66-86 %
50-65 %
Уровень
успешности
максимальный
программный/повышенный
программный
необходимый/базовый
Отметка по 5-ти
балльной шкале
«5»
«5»
«4»
«3»
меньше 50 %
ниже необходимого
«2»
4.3. В системе оценивания определены следующие основные виды контроля:
- стартовый (входящий) контроль, который осуществляется в начале учебного
года. Носит диагностический характер. Цель стартового (входящего) контроля:
зафиксировать начальный уровень подготовки ученика, уровень его знаний, а
также универсальных учебных действий (УУД), связанных с предстоящей
деятельностью;
- промежуточный, тематический контроль проводится после осуществления
учебного действия методом сравнения фактических результатов с образцом;
-контроль динамики индивидуальных образовательных достижений (система
накопительной оценки в портфолио);
-итоговый
контроль
предполагает
комплексную проверку
образовательных результатов (в том числе и метапредметных) в конце учебной
четверти (полугодия) и учебного года, а также в форме ГИА.
4.4. В системе оценивания приоритетными являются формы контроля (далее –
ФК) – продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений,
метапредметные диагностические работы, диагностика результатов личностного
развития учащихся и Портфолио учебных и внеучебных результатов школьников.
4.5.Средствами фиксации личностных, метапредметных и предметных
результатов являются классные журналы, дневники, портфолио.
4.6.Технология оценивания определятся в настоящем Положении на каждом
уровне обучения .
4.6. Технология оценивания на уровне начального общего образования
4.6.1. Цели оценочной деятельности направлены на достижение
результатов освоения основной образовательной программы начального общего
образования
Личностные
результаты
обучающихся
определяются
через
сформированность личностных универсальных учебных действий:
-сформированность внутренней позиции обучающегося – это принятие и
освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской
гражданской идентичности личности; развитие самоуважения и способности
адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны
своей личности, эмоционально- положительное отношение обучающегося к
общеобразовательному учреждению;
-сформированность самооценки (способности адекватно судить о причинах
своего успеха/неуспеха в учении) и мотивации учебной деятельности, включая
социальные, учебно- познавательные и внешние мотивы, поиск и установление
личностного смысла учения обучающимися; понимание границ того, «что я
знаю», и того, «что я не знаю», и стремление к преодолению этого разрыва;
-знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на
основе
понимания их социальной необходимости; способность к учёту позиций, мотивов
и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие
этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
развития доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам
других людей.
Метапредметные результаты обучающихся определяются через
сформированность регулятивных, коммуникативных и познавательных
универсальных учебных действий. К ним относятся:
-способность ученика принимать и сохранять учебную цель и задачи;
-способность самостоятельно преобразовывать практическую задачу в
познавательную;
-умение планировать собственную деятельность в соответствии с
поставленной задачей и искать средства её осуществления;
-умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в
их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок; умение проявлять
инициативу и самостоятельность в обучении;
-умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение
существенной информации из различных информационных источников;
-умение использовать знаково-символические средства для создания
моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных
и практических задач;
-способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа,
обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению
аналогий, отнесению к известным понятиям;
-умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных
проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Предметные результаты обучающихся определяются через
сформированность результатов по отдельным предметам:
-способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебнопрактические задачи с использованием средств, релевантных содержанию
учебных предметов, в том числе на основе метапредметных действий.
4.6.2. Оценка результатов
Личностные результаты выпускников на уровне начального общего
образования не подлежат итоговой оценке. Оценка этих результатов
осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых
исследований и предметом оценки является эффективность воспитательнообразовательной деятельности школы.
2.2.2. В рамках системы внутренней оценки в школе используется оценка
сформированности отдельных личностных результатов, отвечающая этическим
принципам охраны и защиты интересов ребёнка и конфиденциальности. Такая
оценка направлена на решение задачи оптимизации личностного развития
обучающихся и включает три основных компонента:
-характеристику достижений и положительных качеств обучающегося;
-определение приоритетных задач и направлений личностного развития
с учётом как достижений, так и психологических проблем развития ребёнка;
-систему психолого-педагогических рекомендаций, призванных обеспечить
успешную реализацию развивающих и профилактических задач развития.
Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку
достижения планируемых результатов освоения основной образовательной
программы, представленных в разделах «Регулятивные учебные действия»,
«Коммуникативные учебные действия», «Познавательные учебные действия»
рабочей программы по каждому предмету и внеучебной деятельности.
Оценка метапредметных результатов учащихся проводится учителем,
классным руководителем 2 раза в год (стартовая и итоговая диагностические
работы) методом встроенного наблюдения.
Основными показателями уровня развития метапредметных умений (умения
учиться) являются:
-уровень развития учебно-познавательного интереса;
-уровень формирования целеполагания;
-уровень формирования учебных действий;
-уровень формирования контроля;
-уровень формирования оценки.
Оценка предметных результатов проводится как в ходе
неперсонифицированных процедур с целью оценки эффективности деятельности
школы, так и в ходе персонифицированных процедур с целью итоговой оценки
результатов учебной деятельности учащихся на уровне начального общего
образования. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности
освоения действий, выполняемых учащимися с предметным содержанием,
отражающим опорную систему знаний данного учебного курса.
Для отслеживания уровня усвоения предметных достижений используются:
-стартовые и итоговые проверочные работы;
-тестовые диагностические работы;
-текущие проверочные работы;
-комплексные проверочные работы;
-практические, лабораторные работы, работы с текстом, сочинение,
изложение, диктант, мини-сочинение;
-портфолио учащегося;
-исследовательские работы, творческие проекты и др.
Стартовая работа (проводится в начале сентября) позволяет определить
актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения, а также
наметить «зону» ближайшего развития ученика. Результаты стартовой работы
фиксируются учителем в оценочном листе ученика.
Тестовая диагностическая работа (на «входе» и «выходе») включает в
себя задания, направленные на проверку пооперационного состава действия,
которым необходимо овладеть учащимся в рамках данной учебной задачи.
Результаты данной работы фиксируются у учащихся в портфолио или в
специальной тетради
«Мои
достижения…»
отдельно
по
каждой
конкретной операции.
Тематическая проверочная работа проводится по ранее изученной теме,
в ходе изучения следующей на этапе решения частных задач. Результаты
проверочной работы заносятся учителем в классный и электронный журнал.
Итоговая проверочная работа (проводится в конце апреля - мае)
включает все основные темы учебного периода. Задания рассчитаны на проверку
не только знаний, но и развития компонентов учебной деятельности. Работа
может проводиться в несколько этапов. Результаты проверки фиксируются в
классном и электронном журнале.
Комплексная проверочная работа на межпредметной основе проводится
в конце обучения по программе основного общего образования на уровне
начальной школы. Её цель - оценка способности выпускников начальной школы
решать
учебные
и
практические
задачи
на
основе сформированности предметных знаний и умений, а также универсальных
учебных действий.
Комплексная характеристика личностных, предметных и
метапредметных результатов составляется на основе Портфолио ученика.
Цель Портфолио - собрать, систематизировать и зафиксировать результаты
развития ученика, его усилия и достижения в различных областях,
демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний
и умений.
Промежуточный контроль проводят учителя в разных формах: диктант,
изложение, сочинение, самостоятельная тематическая работа, контрольная
тематическая работа, защита проектов, устный опрос и др.
4.6.3. Процедуры оценивания
4.6.3.1. Оценивание обучающихся начальных классов в течение первого года
обучения осуществляется в форме словесных качественных оценок на
критериальной основе, а также письменных заключений учителя по итогам
проверки самостоятельных работ в соответствии с критериями. Использование
данных форм оценивания осуществляется в соответствии с методическим
письмом министерства образования от 03.06.2003 №13-51-120/13 «О системе
оценивания учебных достижений младших школьников в условиях
безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях».
В течение 1-го года обучения в журнале и личных делах обучающихся
фиксируются только пропуски уроков.
4.6.3.2. Со 2 класса со 2 учебной четверти текущая и итоговая оценка
результатов обучения выставляется в виде отметок: «5», «4», «3», «2». В журнал
выставляются отметки за тематические проверочные (контрольные) работы, за
стандартизированные контрольные работы по итогам четверти, проекты,
творческие работы, практические работы, полные устные ответы, выразительное
чтение стихотворений наизусть, пересказы.
4.6.3.3.
На уровне начального общего учителем используются
разнообразные методы оценивания:
-наблюдение за определенными аспектами деятельности учащихся или их
продвижением;
-оценка процесса выполнения учащимися различного рода творческих
заданий, выполняемых обучающимися как индивидуально, так и в парах,
группах;
-тестирование (для оценки продвижения в освоении системы предметных
знаний);
-оценка открытых ответов, даваемых учеником в свободном форме – как
устных, так и письменных;
-оценка закрытых или частично закрытых ответов (задания с выбором
ответов, задания с коротким свободным ответом);
-оценка результатов рефлексии учащихся (листы самоанализа, листы
достижений, дневники учащихся и др.).
За задачи, решённые при изучении новой темы, ставится только
положительная текущая отметка
За каждую задачу проверочной /контрольной работы по итогам темы отметка
ставится всем ученикам. Ученик не может отказаться от выставления этой
отметки, но имеет право пересдать хотя бы один раз.
Предметные четвертные оценки/отметки определяются как среднее
арифметическое баллов.
Оценка предметных результатов ученика на уровне начального общего
образования производится на основе трёх уровней успешности: максимального,
программного и базового. Программный уровень имеет две ступени –
повышенный и просто программный. Предметные результаты учащихся, не
достигшие базового уровня, характеризуются как ниже необходимого/базового
уровня. Все уровни коррелируются с пятибалльной шкалой отметки.
4.7. Технология оценивания на уровне основного общего образования
4.7.1.Основными направлениями и целями оценочной деятельности на
уровне основного общего образования в соответствии с требованиями ФГОС
основного общего образования являются оценка образовательных достижений
обучающихся (с целью итоговой оценки) и оценка результатов деятельности
школы и педагогических кадров (соответственно с целями аккредитации и
аттестации). Основная цель диагностики – определить готовность выпускников
основной школы к итоговой аттестации в форме ГИА.
Личностные результаты обучающихся фиксируются через сформированность
личностных универсальных учебных действий, которая определяется по трём
основным блокам:
-сформированность основ гражданской идентичности личности;
-готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной
мотивации, в том числе готовность к выбору направления профильного
образования;
-сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые
установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений,
правосознание.
Метапредметные результаты учащихся определяются через
сформированность регулятивных, коммуникативных и познавательных
универсальных учебных действий. Основным объектом оценки метапредметных
результатов является:
-способность и готовность к освоению систематических знаний, их
-самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
-способность к сотрудничеству и коммуникации;
-способность к решению личностно и социально значимых проблем и
воплощению найденных решений в практику;
-способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и
развития;
-способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения
обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам. Формирование
этих результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного
процесса – учебных предметов.
Основным объектом оценки предметных результатов в соответствии с
требованиями ФГОС является:
-способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических
задач.
4.7.2. Оценка результатов
На итоговую оценку на уровне основного общего образования выносятся
только предметные и метапредметные результаты. Она формируется на основе:
-результатов внутришкольного мониторинга образовательных достижений по
всем
предметам, в том числе за промежуточные и итоговые комплексные работы на
межпредметной основе;
-оценок за выполнение итоговых работ по всем учебным предметам;
-оценки за выполнение и защиту индивидуального проекта, исследовательской
работы;
В соответствии с требованиями ФГОС достижение личностных результатов
не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки
эффективности воспитательно-образовательной деятельности школы. Оценка
этих результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе внешних
неперсонифицированных
мониторинговых
исследований
на
основе
централизованно
разработанного
инструментария
психологом
общеобразовательного учреждения. Оценка этих достижений проводится в
форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и
эмоциональному статусу ребенка, и может использоваться исключительно в
целях оптимизации личностного развития обучающихся.
Особенности оценки метапредметных результатов на уровне основного
общего образования заключаются в комплексном использовании материалов:
-входящей и итоговой диагностики (два раза в год);
-текущего выполнения учебных исследований и учебных проектов;
-промежуточных и итоговых комплексных работ на межпредметной основе;
-текущего выполнения
выборочных
учебно-практических
и
учебнопознавательных заданий;
-защиты индивидуального или группового проекта.
Особенности оценки предметных результатов заключаются в
использовании уровневого подхода, предполагающего выделение базового
уровня достижений. Реальные достижения обучающихся на уровне основного
общего образования могут соответствовать базовому уровню, а могут отличаться
от него как в сторону превышения, так и в сторону недостижения.
В соответствии с ФГОС выделены следующие уровни достижений учащихся:
-максимальный уровень достижения планируемых результатов, оценка
«превосходно» (отметка «5 и 5»);
-повышенный программный уровень достижения планируемых результатов,
оценка «отлично» (отметка «5»);
-программный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо»
(отметка «4»);
-необходимый базовый уровень достижения планируемых результатов, оценка
«удовлетворительно» (отметка «3» или «зачтено»);
-ниже необходимого уровня достижения планируемых результатов, оценка
«неудовлетворительно» (отметка «2» или «незачтено»).
Максимальный, программный и базовый уровни достижения отличаются по
полноте освоения планируемых результатов, уровню овладения учебными
действиями и сформированностью интереса к данной предметной области.
Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения
обучения на следующей ступени образования. Недостижение базового уровня
(пониженный или ниже необходимого уровень достижений) фиксируется в
зависимости от объёма и уровня освоенного и неосвоенного содержания
предмета. Критерием освоения учебного материала является выполнение не
менее 50% заданий базового уровня или получение 50% от максимального балла
за выполнение заданий базового уровня.
Достижения обучающихся фиксируются в Портфолио.
4.7.3. Процедуры оценивания
Оценка достижения метапредметных результатов проводится в ходе
различных процедур. Основной процедурой итоговой оценки достижения
метапредметных результатов является защита итогового индивидуального
проекта или результаты выполнения проверочных работ (как правило,
тематических) по всем предметам.
Оценка достижения метапредметных результатов ведётся также в рамках
системы промежуточной аттестации.
Для оценки динамики формирования и уровня сформированности
метапредметных результатов в системе внутришкольного мониторинга
образовательных достижений все вышеперечисленные данные фиксируются и
анализируются в Портфолио ученика основной школы.
Внутришкольный мониторинг образовательных достижений ведётся каждым
учителем-предметником и фиксируется в классных журналах и дневниках
обучающихся на бумажных и электронных носителях.
4.8. Технология оценивания на уровне среднего общего образования
4.8.1.Основными направлениями и целями оценочной деятельности на уровне
среднего общего образования в соответствии с требованиями ФГОС являются
оценка образовательных достижений обучающихся (с целью итоговой оценки) и
оценка результатов деятельности школы
Основная цель диагностики – определить готовность выпускников к
итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
Основным объектом системы оценки результатов образования на уровне
среднего общего образования, ее содержательной и критериальной базой
выступают планируемые результаты освоения обучающимися ООП.
Конечная цель контрольно-оценочной деятельности выпускников
заключается в переводе внешней оценки во внутреннюю самооценку и в
достижении полной ответственности обучаемого за процесс и результат
непрерывного самообразования.
Личностные результаты выпускников на уровне среднего общего
образования определяются на основе полной сформированности:
-гражданской идентичности;
-социальных компетенций;
-навыков самообразования на основе устойчивой учебно-познавательной
мотивации;
-готовности к выбору дальнейшего профильного образования после окончания
школы.
Основным объектом оценки метапредметных результатов выпускников
является:
-готовность к самостоятельному проектированию;
-сформированность коммуникативных компетенций для межличностного
общения;
-практическое освоение основ проектно-исследовательской деятельности;
-овладение стратегией смыслового чтения и работы с информацией для её
дальнейшей интерпретации;
-адекватное использование цифровых образовательных ресурсов в Интернете для
обеспечения потребностей самостоятельной познавательной деятельности;
-построение умозаключений и принятие решений на основе критического
отношения к получаемой информации.
Оценка предметных результатов на уровне среднего общего образования
представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов
по отдельным предметам. Формирование этих результатов обеспечивается за счёт
основных компонентов образовательного процесса – учебных предметов.
4.8.2. Оценка результатов
На итоговую оценку на уровне среднего общего образования выносятся
только предметные и метапредметные результаты.
Промежуточная аттестация в 10 классе проводится в следующих формах:
итоговая контрольная работа, тестовая работа, защита рефератов, творческих и
исследовательских работ, защита проектов;
Промежуточная аттестация по итогам года в 10 классе проводится
ориентировочно с 20 апреля по 20 мая.
На контроль выносится не более трех учебных предметов по решению
педагогического
совета.
Данное
решение
утверждается
директором
общеобразовательного учреждения.
Годовая отметка по учебному предмету в 10 переводном классе выставляется
учителем на основе среднего арифметического между отметками за полугодие и
отметкой, полученной учеником по результатам промежуточной аттестации.
Итоговая аттестация выпускников осуществляется на основе внешней оценки
в форме ЕГЭ (ГВЭ).
4.8.3. Процедуры оценивания
Оценка предметных результатов ученика на уровне среднего общего образования
производится на основе трёх уровней успешности:
• максимального;
• программного;
• базового.
Все уровни коррелируются с пятибалльной шкалой оценки.
V. Ведение документации
5.1. Итоги промежуточной аттестации учащихся отражаются отдельной
графой в классных и электронных журналах в разделах тех предметов, по
которым она проводилась. Годовые отметки выставляются в переводных классах
по учебным предметам с учётом результатов промежуточной аттестации за
текущий учебный год до даты, установленной распорядительным актом
директора школы.
Родители (законные представители) ученика должны быть своевременно
проинформированы или им должно быть вручено письменное сообщение о
неудовлетворительных
отметках,
полученных
обучающимся
в
ходе
промежуточной аттестации.
Отметка ученика за четверть или полугодие, как правило, не может
превышать среднюю арифметическую (округленную по законам математики)
результатов контрольных, лабораторных, практических и самостоятельных работ,
устных ответов, имеющих контрольный характер. Отметка за четверть или
полугодие выставляется учителем при наличии не менее 3-х отметок у
обучающихся.
При наличии у ученика равного количества одинаковых отметок по
четвертям предпочтение отдается отметке за последнюю четверть.
Четвертные (полугодовые), годовые отметки выставляются за 2-3 дня до
начала каникул. Классные руководители итоги аттестации и решение
педагогического совета школы о переводе учащегося обязаны довести до
сведения учащихся и их родителей ( законных представителей) , а в случае
неудовлетворительных результатов учебного года - в письменном виде под
роспись родителей ( законных представителей) учащегося с указанием даты
ознакомления.
5.2. Ведение документации учителем
5.2.1. Учитель по каждому предмету составляет календарно-тематическое
планирование на год, которые являются основой планирования его
педагогической деятельности.
5.2.2. Классный (и электронный) журнал является главным документом
учителя и заполняется ежедневно в соответствии с рабочей программой и
тематическим планированием.
5.2.3. Все виды контрольно-оценочных работ по учебным предметам
оцениваются учителем следующим образом: сначала оценивается выполнение
всех предложенных заданий, определяется сумма баллов, набранная учащимися
по всем заданиям, и переводится в процентное отношение к максимально
возможному количеству баллов, выставляемому за работу.
5.2.4. При переводе ученика в следующий класс или переходе в другую
образовательную организацию классный руководитель выставляет в личное дело
ученика отметки, соответствующие качеству усвоения предметов.
5.3. Ведение документации учащимся
5.3.1. Для тренировочных работ, для предъявления работ на оценку, для
выполнения домашнего задания используется рабочая тетрадь. Учитель школы
регулярно осуществляет проверку работ в данной тетради.
5.3.2. Портфолио учащихся является формой фиксирования, накопления и
оценки индивидуальных достижений школьника. Пополняет «Портфолио» и
оценивает его материалы ученик.
5.3.3. Для записи домашнего задания и текущей информации обучающийся
должен использовать школьный дневник.
5.4. Ведение документации администрацией школы
5.4.1. В своей деятельности администрация школы использует все
необходимые материалы учителей, обучающихся и службы сопровождения для
создания целостной картины реализации и эффективности обучения в
общеобразовательном учреждении.
5.4.2. Все материалы, получаемые от участников учебного процесса,
заместитель директора школы классифицирует по классам, по отдельным
учащимся.
5.4.3. По итогам года на основе получаемых материалов от учителей
заместитель директора школы проводит педагогический анализ эффективности
работы педагогического коллектива.
VI. Права и обязанности субъектов образовательного процесса
6.1. Права и обязанности учащихся
6.1.1. Обучающиеся имеют право: на собственную оценку своих достижений
и трудностей; на самостоятельный выбор сложности и количество проверочных
заданий; на оценку своего творчества и инициативы во всех сферах школьной
жизни; представить результаты своей деятельности в форме "портфолио"; на
ошибку и время на ее ликвидацию;
6.1.2. Обучающиеся обязаны: проявлять оценочную самостоятельность в
учебной работе; овладеть способами оценивания, принятыми на уровне
начального общего , основного общего и среднего общего образования; освоить
обязательный минимум УУД в соответствии с Федеральным государственным
стандартом.
6.2. Права и обязанности учителя
6.2.1. Учитель имеет право: иметь свое оценочное суждение по поводу
работы учащихся; оценивать работу школьников по их запросу и по своему
усмотрению. Оценка учащихся должна предшествовать оценке учителя;
-оценивать обучающихся только относительно их собственных возможностей и
достижений;
-оценивать деятельность учащихся только после совместно выработанных
критериев оценки данной работы.
6.2.2. Учитель обязан:
-соблюдать правила оценочной безопасности;
-работать над формированием самоконтроля и самооценки у учеников;
-оценивать не только навыковую сторону обучения, но также творчество и
инициативу во всех сферах школьной жизни с помощью способов качественного
оценивания;
-вести учет продвижения обучающихся в классном и электронном журнале в
освоении УУД;
-доводить до сведения родителей (законных представителей) достижения и
успехи их детей за полугодие и учебный год.
6.3. Права и обязанности родителей (законных представителей)
6.3.1. Родители (законные представители) имеют право:
-знать о принципах и способах оценивания в школе;
-на получение достоверной информации об успехах и достижениях
своего ребенка;
-на индивидуальные консультации с учителем по поводу проблем,
трудностей и путей преодоления их у своего ребенка.
6.3.2. Родители (законные представители) обязаны:
-знать основные моменты данного Положения;
-информировать учителя о возможных трудностях и проблемах ребенка, с
которыми родители (законные представители) сталкиваются в домашних
условиях;
-посещать родительские собрания, на которых идет просветительская работа по
оказанию помощи в образовании их детей.
VII. Ответственность сторон
7.1. Администрация школы управляет процессом контрольно-оценочной
деятельности субъектов образовательного процесса на основании настоящего
Положения.
7.2. В период подготовки к промежуточной аттестации учащихся
администрация школы:
-организует обсуждение на педагогическом совете вопросов о порядке
проведения промежуточной аттестации обучающихся, системе оценивания по ее
результатам;
-организует необходимую консультативную помощь ученикам при их подготовке
к промежуточной аттестации.
7.3. После завершения промежуточной аттестации администрация школы
организует обсуждение ее итогов на заседаниях педагогического совета.
7.4. Общеобразовательное учреждение обязано:
-обеспечить учащемуся школы получение бесплатного общего образования на
ступенях: начального, основного и среднего общего образования в соответствии с
требованиями ФГОС;
-обеспечить обучающемуся организацию образовательного процесса в
соответствии с образовательной программой школы, регулируемой учебным
планом, годовым календарным режимом работы и расписанием занятий;
-осуществлять текущий, промежуточный и итоговый контроль за результатами
освоения обучающимися образовательной программы и в доступной форме
информировать о результатах родителей и обучающегося;
-обеспечить бесплатный доступ к библиотечным и информационным ресурсам
школы;
-обеспечить участие обучающегося в государственной (итоговой) аттестации по
результатам освоения программы основного и среднего (полного) общего
образования в форме и в сроки, предусмотренные законодательными и
нормативными правовыми актами Российской Федерации.
7.5. Родители (законные представители) обучающихся обязаны:
-обеспечить условия для освоения детьми образовательной программы,
действующей в общеобразовательном учреждении;
-обеспечить посещение учащимся занятий согласно учебному расписанию и иных
школьных мероприятий, предусмотренных документами, регламентирующими
деятельность образовательного учреждения; обеспечить подготовку домашних
заданий
-ответственность за ликвидацию неуспеваемости возлагается на родителей
(законных представителей) ученика;
-ответственность за прохождение пропущенного учебного материала возлагается
на учащегося, его родителей (законных представителей).
VIII. Заключительные положения
8.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом
образовательной организации, принимается на Педагогическом совете и
утверждается приказом директора школы.
8.2. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и
дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.8.1.
настоящего Положения.