Принято
решением педагогического совета
МБОУ СОШ с.Бошняково имени
Дорошенкова П.И.
от 12.07.2022 г. протокол № 10
Утверждено
приказом директора МБОУ СОШ
с.Бошняково имени Дорошенкова П.И.
от 19.08.2022 г. № 321 -ОД
Положение
о рабочей программе воспитания и календарном плане воспитательной
работы
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным законом
Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»; Федеральным законом от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся, Федеральными государственными образовательными стандартами общего
образования, Уставом МБОУ СОШ с.Бошняково имени Дорошенкова П.И..
1.2. Общеобразовательная организация самостоятельно разрабатывает и реализует
рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы.
1.3. Рабочая программа воспитания (далее - Программа) и календарный план
воспитательной работы принимаются педагогическим советом образовательной
организации и утверждаются приказом руководителя.
1.4. Рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы
направлены на гражданское и патриотическое воспитание; духовно-нравственное
развития; приобщения детей к культурному наследию; физическое развитие и культуру
здоровья; трудовое воспитание; экологическое воспитание
1.5. Освоение рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной
работы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой
аттестации обучающихся.
2. Цели и задачи рабочей программы воспитания и календарного плана
воспитательной работы:
2.1. Рабочая программа и календарный план воспитательной работы определяют
содержание и организацию воспитательной работы в общеобразовательной организации.
2.2. Рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы
обеспечивают развитие личности обучающихся в различных видах деятельности с учетом
их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
2.3. Исходя из воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего
общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура,
здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в общеобразовательной
организации – личностное развитие школьников.
2.4. Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям
школьников позволяет выделить в ней целевые приоритеты, или задачи воспитания, на
разных уровнях общего образования.
3. Содержание и структура рабочей программы воспитания и календарного плана
воспитательной работы
3.1 Рабочая программа воспитания содержит следующие разделы:
Раздел 1. ЦЕЛЕВОЙ
1.1 Цель и задачи воспитания обучающихся.
1.2 Целевые ориентиры результатов воспитания.
Раздел 2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
2.1. Уклад общеобразовательной организации
2.2. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности.
Раздел 3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
3.1. Кадровое обеспечение
3.2. Нормативно – методическое обеспечение
3.3. Требования к условиям работы с обучающимися с особыми
образовательными потребностями
3.4. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной
3.5. Анализ воспитательного процесса
Примерный календарный план воспитательной работы .
- Раздел 1. Целевой. 1.1.«Цель и задачи воспитания», в котором на основе базовых
общественных ценностей формулируется цель воспитания и задачи, которые школе
предстоит решать для достижения цели. Объем его будет примерно таким же, как в
примерной программе. 1.2. «Целевые ориентиры результатов воспитания». Требования к
личностным результатам освоения обучающимися образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования установлены в соответствующих
ФГОС. На основании этих требований в данном разделе представлены целевые ориентиры
результатов в воспитании, развитии личности обучающихся, на достижение которых
должна быть направлена деятельность педагогического коллектива для выполнения
требований ФГОС. Целевые ориентиры определены в соответствии с инвариантным
содержанием воспитания обучающихся на основе российских базовых (гражданских,
конституциональных) ценностей, обеспечивают единство воспитания, воспитательного
пространства.
- Раздел 2. Содержательный. 2.1. «Уклад общеобразовательной организации». В данном
разделе раскрываются основные особенности уклада общеобразовательной организации.
2.2. «Виды, формы и содержание воспитательной деятельности». Виды, формы и
содержание воспитательной деятельности в этом разделе планируются, представляются по
модулям. Здесь модуль — часть рабочей программы воспитания, в которой описываются
виды, формы и содержание воспитательной работы в учебном году в рамках
определённого направления деятельности в общеобразовательной организации. Каждый
из модулей обладает воспитательным потенциалом с особыми условиями, средствами,
возможностями воспитания (урочная деятельность, внеурочная деятельность,
взаимодействие с родителями и др.). Данный раздел должен состоять из нескольких
инвариантных и вариативных модулей. Каждый модуль должен быть ориентирован на
решение одной из поставленных школой задач воспитания и соответствовать одному из
направлений осуществления воспитательной работы школы. Инвариантными модулями
должны стать: «Классное руководство», «Школьный урок», «Курсы внеурочной
деятельности», «Работа с родителями», «Самоуправление», «Профориентация».
Вариативными модулями могут быть: «Ключевые общешкольные дела», «Детские
общественные объединения», «Школьные медиа», «Экскурсии, экспедиции, походы»,
«Организация предметно-эстетической среды» и т.п. Объемом раздел «Виды, формы и
содержание деятельности» не должен превышать объем соответствующего раздела в
примерной программе. Школьная программа должна отражать лишь то, что на самом деле
происходит в образовательной организации.
- Раздел 3. Организационный. 3.1. «Кадровое обеспечение» - в
данном
разделе
могут
быть
представлены
решения в общеобразовательной организации, в
соответствии с ФГОС общего образования
всех
уровней,
по
разделению
функционала,
связанного с планированием, организацией, реализацией, обеспечением
воспитательной деятельности; по вопросам повышения квалификации педагогических
работников в
сфере воспитания; психолого-педагогического
сопровождения
обучающихся, в том числе с ОВЗ и других категорий; по привлечению специалистов
других организаций (образовательных, социальных, правоохранительных и др.). 3.2.
«Нормативно-методическое обеспечение» - в данном разделе могут быть представлены
решения на уровне общеобразовательной организации
по
принятию,
внесению
изменений в должностные инструкции педагогических работников по вопросам
воспитательной деятельности, ведению договорных отношений, сетевой форме
организации
образовательного
процесса,
сотрудничеству с социальными
партнёрами, нормативному, методическому обеспечению воспитательной деятельности.
Представляются ссылки на локальные нормативные акты, в которые вносятся изменения в
связи с утверждением рабочей программы воспитания. 3.3. «Требования к условиям
работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями» - данный раздел
наполняется конкретными материалами с учётом наличия обучающихся с особыми
образовательными потребностями. Требования к организации среды для обучающихся с
ОВЗ отражаются в примерных адаптированных основных образовательных программах
для обучающихся каждой нозологической группы. 3.4. «Система поощрения социальной
успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся» - формы
поощрения проявлений активной жизненной позиции обучающихся и социальной
успешности (формы могут быть изменены, их состав расширен): индивидуальные и
групповые портфолио, рейтинги, благотворительная поддержка. Ведение портфолио.
Портфолио может включать артефакты признания личностных достижений, достижений в
группе, участия в деятельности (грамоты, поощрительные письма, фотографии призов,
фото изделий, работ и др., участвовавших в конкурсах и т. д.). Кроме индивидуального
портфолио, возможно ведение портфолио класса. Рейтинг — размещение имен
обучающихся или названий групп в последовательности, определяемой их успешностью,
достижениями в чём- либо. Благотворительная поддержка обучающихся, групп
обучающихся (классов и др.) может заключаться в материальной поддержке проведения в
общеобразовательной организации воспитательных дел, мероприятий, проведения
внешкольных мероприятий, различных форм совместной деятельности воспитательной
направленности, в индивидуальной поддержке нуждающихся в помощи обучающихся,
семей, педагогических работников. Благотворительность предусматривает публичную
презентацию благотворителей и их деятельности. Использование рейтингов, их форма,
публичность, привлечение благотворителей, в том числе из социальных партнёров, их
статус, акции, деятельность должны соответствовать укладу общеобразовательной
организации, цели, задачам, традициям воспитания, согласовываться с представителями
родительского
сообщества
во
избежание
деструктивного
воздействия
на
взаимоотношения в общеобразовательной организации. 3.5Анализ воспитательного
процесса. 3.5. «Анализ воспитательного процесса» - осуществляется в соответствии с
целевыми ориентирами результатов воспитания, личностными результатами
обучающихся на уровнях начального общего, основного общего, среднего общего
образования, установленными соответствующими ФГОС. Основным методом анализа
воспитательного процесса в общеобразовательной организации является ежегодный
самоанализ воспитательной работы с целью выявления основных проблем и
последующего их решения, с привлечением (при необходимости) внешних экспертов,
специалистов. Планирование анализа воспитательного процесса включается в
календарный план воспитательной работы.
4. Механизм реализации рабочей программы воспитания и календарного плана
воспитательной работы
4.1. Ежегодно на заседании педагогического совета (август) принимается и утверждается
рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы.
4.2. Руководитель утверждает рабочую программу воспитания и календарный план
воспитательной работы и разрешает ее реализацию в текущем учебном году. Основанием
для приказа является решение педагогического совета. Ответственность за работу
педагогического совета и издания приказа возлагается на руководителя.
4.3. Педагоги ставят в известность родителей (законных представителей) о реализации
программы воспитания и календарного плана воспитательной работы.
5. Сроки реализации рабочей программы и календарного плана воспитательной
работы
5.1. Рабочая программа разрабатывается на срок не более 1 учебного года.
5.2. В ходе реализации рабочей программы воспитания и календарного плана
воспитательной работы возможны изменения и дополнения.
6. Организация контроля за реализацией рабочей программы воспитания и
календарного плана воспитательной работы.
6.1. Контроль выполнения рабочей программы воспитания и календарного плана
воспитательной работы педагогами и освоение их обучающимися осуществляется
заместителем директора по воспитательной работе систематически, но не менее двух раз в
год.
6.2. Общее руководство реализацией рабочей программы воспитания осуществляется
руководителем. Вопросы о ходе реализации рассматриваются на административных
совещаниях, заседаниях педагогического совета.
6.3. Ответственность за реализацию рабочей программы воспитания и календарного плана
воспитательной работы возлагается на администрацию ОО.
6.4. Образовательная организация несет ответственность, в установленном
законодательством Российской Федерации порядке, за невыполнение или ненадлежащее
выполнение функций, отнесенных к ее компетентности, за реализацию не в полном
объеме рабочей программы воспитания, качество образования выпускников ОО, а также
за жизнь, здоровье обучающихся, работников образовательного учреждения.
6.5. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных
законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных
представителей) несовершеннолетних, нарушение требований к учреждению и
осуществлению образовательной деятельности образовательное учреждение и его
должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом
Российской Федерации об административных правонарушениях.
6.6. Срок действия настоящего положения: до внесения изменений в законодательные
акты, регламентирующие организацию образовательной деятельности.