Приложение
к основной образовательной программе
начального общего образования
МБОУ СОШ с.Бошняково
(от 14.05.2015 № 148 –ОД)
Утверждена:
приказом по школе от 21.08.2019 № 268- ОД
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по предмету ««Основы религиозных культур и светской этики
Модуль «Основы православной культуры»
4 класс
начальное общее образование
(уровень)
Срок реализации: 1 год
Составлена на основе программы: концепции и общеобразовательной
программы «Основы религиозной культуры и светской этики» под рук.
Данилюка А.Я. и авторской программы Кураева А.В. «Основы
православной культуры» 2014 г.
(наименование программы, автор программы)
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Планируемые результаты обучения………………………………..3 – 6
2. Содержание учебного предмета……………………………………….7
3. Учебно-тематический план……………………………………………..8
1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
2
В
результате
изучения
предмета
у
обучающихся
будут
сформированы универсальные учебные действия как основа умения
учиться.
Характеристика универсальных учебных действий
Предметные:
знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество,
нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных
традиций многонационального народа России;
знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их
значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
формирование первоначальных представлений о светской этике,
религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
осознание ценности нравственности и духовности в человеческой
жизни.
Метапредметными
перечисленные
ниже
результатами
изучения
универсальные
курса
учебные
должны
действия
быть
(УУД)
–
регулятивные, познавательные и коммуникативные.
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного
обсуждения.
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу
(проблему).
Совместно с учителем составлять план решения задачи.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости
исправлять ошибки с помощью учителя.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою
работу и работу других учащихся.
3
Средства формирования регулятивных УУД – это технология
проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология
оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать,
какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать
необходимые
для
решения
учебной
задачи
источники
информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий,
справочников и других материалов.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных
формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать
факты и явления; определять причины явлений и событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе
обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять
простой план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять
информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средства формирования познавательных УУД – это учебный
материал и задания учебников, нацеленные на 1-ю линию развития.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной
и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых
ситуаций.
4
Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения
и обосновывать её, приводя аргументы.
Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с
уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с
автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и
искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять
главное; составлять план.
Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи,
выполняя разные роли в группе.
Средства формирования коммуникативных УУД – это технология
проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), технология
продуктивного чтения, работа в малых группах.
Личностные:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства
гордости за свою Родину;
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии
культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к
истории и культуре всех народов;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на
основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости
и свободе;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
воспитание
доброжелательности
и
эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
5
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
В результате усвоения программного материалы обучающиеся
получат представление:
о мировых религиях;
об основателях религий мира,
о священных книгах религий мира;
о понятиях «грех», «раскаяние», «воздаяние»,
об искусстве в религиозной культуре;
узнают:
названия мировых религий,
имена основателей религий мира,
названия основных праздников религий мира,
особенности священных зданий каждой из традиционных религий;
научатся:
воспроизводить историю происхождения каждой из мировых религий;
работать с различными источниками информации;
осуществлять творческую деятельность;
овладеют культурой поведения в священных сооружениях мировых
религий.
2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
МОДУЛЬ «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни
человека и общества. Россия – наша Родина.(1час)
6
Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. Введение
в
православную
духовную
традицию.
Особенности
восточного
христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане.
Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности.
Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность.
Милосердие о сострадание. (16 часов)
Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2.
Православие
в
России.
Православный
храм
и
другие
святыни.
Символический язык православной культуры: христианское искусство
(иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный
календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности. (12 часов)
Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России. Любовь
и
уважение
к
Отечеству.
Патриотизм
многонационального
и
многоконфессионального народа России. (5 часов)
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
7
№
раз
Наименование
разделов и тем
Учебные
часы
Контрольные Практическая
работы
часть
дела
1.
Введение. Духовные
1
ценности и
нравственные идеалы в
жизни человека и
общества
2.
Основы религиозных
Творческие
16
культур и светской
работы
этики. Часть 1.
3.
учащихся.
Основы религиозных
12
культур и светской
этики. Часть 2.
4.
Духовные традиции
Защита
5
проектов
многонационального
народа России
Итого:
34 часа
8
9